Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

и добыл черепаху». По-

сланец спросил: «А где эта черепаха?» Сказал: «В кор-

зине». Посланец сказал: «Ван знал, что ты добыл че-

репаху, поэтому послал меня за ней». Юйце сказал:

«Хорошо». И затем, вынув черепаху из корзины, отдал

ее посланцу.

Эта запись чрезвычайно живая и интересная. Из нее

мы узнаем, что такие необыкновенные сны действи-

тельно существуют. Кроме того, она показывает нам,

как толкуется содержание таких снов. Наконец, она со-

общает нам, как предсказанное во сне проверяется на

опыте.

Другой пример – сон об «Источнике снов» северос-

унского ученого Шэнь Ко. Цитируем текст из моногра-

фии Лю Вэньина:

Шэнь Ко некогда рассказывал о себе, что когда ему

было лет тридцать, он увидел во сне, что попал в одно

место, поднялся на «маленькую горку в цветах и дере-

вьях, под горой вода, ключ, ясный, как око, высокие де-

ревья наклонились над ним. Во сне очень обрадовал-

ся. Захотелось поселиться в этом месте. С тех пор этот

сон часто ему снился, до трех-четырех раз в год, он

уже так знал это место, как будто много раз там побы-

вал. Через десять лет он был сослан в Сюаньчэн, там

был один даос, который сказал, что у столичной сте-

ны продается одно очень хорошее местечко. Он вынул

деньги и купил его за тридцать связок монет, однако

же вовсе не знал, где этот сад-огород расположен. В

старости, когда опала была отменена, он явился в сад,

купленный для него даосом. Глянул – и тотчас же при-

знал место, столько раз виденное во сне в молодости!

Поэтому привел это место в порядок и назвал его „Ис-

точником снов“.

Сам Шэнь Ко не очень-то верил в вещие сны, но

этот многократно повторявшийся сон об «Источнике

снов» также был подтвержден фактами через много

лет. Большое и знаменитое сочинение Шэнь Ко, удо-

стоившееся внимания историка, получило название

«Заметки у источника снов», сам по себе этот факт

очень интересен.

Г-н Ван Липин считает, что учение даосов о снови-

дениях и их соответствующая практика на более высо-

ком уровне раскрывают сущность космического бытия.

Во-первых, сны делятся на пассивные и самостоя-

тельно вызываемые. Пассивные сны могут быть само-

обнаружением человеческого подсознания, а могут и

быть навеяны внешними силами, но всегда это не тот

результат, которого хочет добиться субъект сновиде-

ния. «Внешние силы», о которых здесь говорится, как

показывают цитированные выше материалы, это до

сих пор не выясненные (не выясненные наукой) силы,

на обывательском языке говорят, что такой сон «при-

виделся».