Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

И в литературе тоже есть мери-

дианы и параллели – канонические книги и апокрифы,

гадательная литература. А сейчас каноны существуют,

а вот апокрифов, гадательных книг, нет. В чем тут де-

ло? Дело в том, что после сожжения книг Циньским им-

ператором династия Хань «почитала только конфуци-

анские книги», естественно, что конфуцианские кано-

ны сохранились, а «апокрифические книги», основой

которых были даосские идеи, ходили только в народ-

ной среде. Кроме того, в этих гадательных книгах об-

суждались жизненно важные для Неба, земли и чело-

века вещи, поэтому они и стали объектом гонений со

стороны правителей.

И позже в истории такие вещи возникали непрерыв-

но, потому что было бы слишком опасно, если бы про-

стые люди овладели книгами по астрономии и геогра-

фии, по предсказаниям судьбы по Инь-Ян, по военно-

му искусству. Разве в том было дело, что книги эти

способствовали суевериям? Феодальные императоры

знали, что делали, и мотив запретов на книги у них был

другой.

Взять, например, «Планы, выведенные из прикосно-

вения к спине». Эта книга фактически была особой го-

сударственной тайной. Не только простым людям она

была недоступна, но и самым высоким сановникам не-

легко было ее увидеть. Неизвестно как, но позже она

все-таки просочилась в общество, несмотря на ясный

запрет, ее прятали в народе. Чжао Пу, сановник сунско-

го императора Тайцзу доложил императору об этом.

Тайцзу сказал: «Не стоит запрещать, просто надо пе-

репутать порядок». И так в обществе появились спис-

ки, в которых порядок был перепутан. Чем больше их

рассматривали, тем больше не понимали. И хотя важ-

ность «Планов, выведенных из прикосновения к спи-

не» была известна, способных понять ее оказалось

слишком мало.

Еще один пример. При династии Мин работал в

области астрономии и воинского искусства Лю Цзи, он

в совершенстве владел искусством предсказания и по-

мог Чжу Юаньчжану* захватить Поднебесную, соста-

вил план расширения столицы, заслуги его были очень

велики. На восьмом году эры Хун У (1376 г.) во вре-

мя его тяжелой болезни его сыну было приказано пе-

редать все его книги по астрономии в императорскую

библиотеку. По приказу высших властей народу запре-

щалось хранить подобную литературу, и никто не мог

изучать астрономию как частное лицо. И этого уже до-

статочно, чтобы понять, что даосские книги не были

простым суеверием.

Самое же драгоценное в этом виде даосской куль-

туры очень мало сохранилось в мире из-за того, что

на протяжении