Папюс

Практическая магия

также и у индусов".

"Пифагор рассматривал человека в трех главных аспектах, как и вселенную, вот

почему он дал человеку название микрокосма или маленького мира. У древних

народов было распространено сравнение великого человека с вселенной, а

обыкновенного человека - с маленьким миром. Вселенная, рассматриваемая как

великое одушевленное целое, состоящее из разума, души и тела,- была названа Тан

или Фанес. Человек, или микрокосм, рассматривался так же, но в обратном порядке:

тело, душа и разум, а каждая из этих трех частей, в свою очередь, разделялась на

три компонента, так что тернер (тройственность) господствовал как в целом, так и

в мельчайшей его частице. Каждый тернер - начиная с того, который описывал

бесконечность, и кончая тем, который составлял самую слабую особь,- по мнению

Пифагора, вмещался в единицу абсолютную или относительную, составляя, таким

образом, кватер-нер или священную четверку - тетраду пифагорейцев. Этот

кватернер, был и всеобщим, и частным.

"Создателем этого учения, распространенного от Китая до Скандинавии, был,

впрочем, не Пифагор. Очень изящно оно выражено в изречении Зороастра:

..."Тернер сверкает повсюду во вселенной, и монада (единица) его начало"... 1

1 F. d'Olivet "Versdores ", стр. 239

"Итак, по этому учению, человек, рассматриваемый как относительная единица,

заключенная в абсолютную единицу Великого Целого, представляется как всемирный

тернер, в трех аспектах: тела, души и духа, или разума.

У души, как места пребывания страстей, в соответствии с импульсами выделяется

три группы свойств: рассудительные, раздражительные и желательные. Следуя далее

той же классификации Пифагора, недостатком "желательной" способности души

является невоздержанность или скупость; "раздражительной" способности - трусость

и "рассудительной" способности - безумие. Недостаток, захватывающий область всех

трех способностей, есть несправедливость. Чтобы избежать этих пороков, философ

рекомендует своим последователям четыре главные добродетели: умеренность для

способности желательной, мужество для раздражительной, острожность для

рассудительной и для всех трех свойств вместе - справедливость, на которую он

смотрел, как на самую совершенную из добродетелей души. Я говорю души, потому

что тело и разум, развиваясь одинаково, с помощью трех инстинктивных, или

духовных способностей, также как и душа, восприимчивы к пороку и добродетели,

которые им присущи".

Едва покончили мы с аналогией, при помощи которой мы взяли на себя изучение