Папюс

Практическая магия

божественное начало, влияющее на общий ход вселенной

(действие на руль), Сын - начало, действующее в человечестве; и Дух Святой -

начало, действующее в Природе. Эти мистические термины указывают на различные

применения всеобщей творческой силы 2.

Единица.

Вселенная, рассматриваемая как предмет одушевленный, состоит из трех начал:

Бога, Человека и Природы, или по выражению герметической философии: Первообраза,

Макрокосма и Микрокосма 3.

Человек назван микрокосмом или малым миром, вследствие того, что соединяет в

себе аналогически все законы, управляющие вселенной 4.

1 "Единственное начало вселенной - это Отец триады, воспринимаемой разумом"

(Porphyre, III-й век)

2 См сочинение Дионисия Ареопагита

3 "Есть три мира мир первообразов, мир микрокосма и мир макрокосма, иначе

говоря, Бог, Природа и Человек " (R Fludd, XVI век)

4 "В человеке содержится весь мир, называемый Микрокосм, потому что он содержит

в миниатюре все части вселенной Так, голова соответствует эмпирею, грудь -

эфирному или среднему небу и желудок - царству элементов" (R Fludd, XVI век)

Природа служит точкой опоры и центром главнейших проявлений других начал.

Человек, влияющий действием на природу, словом - на других людей и возвышающийся

молитвой или созерцанием к Богу, составляет связующее звено творения с Творцом.

Бог, обнимающий промыслом своим области, в которых свободно действуют другие

начала, господствует над вселенной, приводя все ее элементы к единству

управления и действия.

Бог проявляется во вселенной провиденциальным действием, озаряющим человека на

жизненном пути,

но не могущим динамически сопротивляться ни одной из двух первоначальных сил

("Природа первенствует при нашем рождении дает нам отца, мать, братьев, сестер,

родственные связи, положение в обществе Все это не зависит от нас и для толпы -

дело случая, но для философа-пифагорейца это последствия порядка сурового и

неодолимого, называемого Судьбою или Неизбежностью "

'Пифагор противопоставлял этой принуждающей природе природу свободную,

действующую на вынужденное положение, как на необделанную материю, видоизменяя

ее и получая по желанию дурные или хорошие результаты Эта вторая природа была

названа Могуществом или Волей это она управляет жизнью человека и направляет его

поведение по элементам, которые первая ей доставляет."

"Неизбежность и Могущество - вот, по Пифагору, два противоположных двигателя в

подлунном мире, куда человек сослан Эти два двигателя извлекают свою силу из

высшей причины