Папюс

Практическая магия

третий покров, скрывающий тайны святилища.

Три первые главы дали нам познание теории, три следующие доставили осуществление

и, наконец, третья часть открыла применение древнего знания. Мы привели

достаточно причин, побудивших нас объявить о существовании действительного

знания вне области современных наук; однако этим не ограничивается наше

сочинение. Рассмотрим положение, которое эти два способа изучения - оккультный и

современный - занимают по отношению друг к другу. Мы уже знаем, что они оба

составляют по существу две различные стороны одного и того же знания. Оккультное

знание обращает внимание главным образом на целое и на синтез; а современное

занимается преимущественно частностями и анализом. Эти соображения уже сами по

себе достаточны для того, чтобы ясно показать диаметральную противоположность

этих двух сторон познания Истины. Каждый раз, когда наука экспериментальная

начинала составлять синтез по своей системе, получались результаты поистине

смешные. Тогда она предоставила общее изучение сумасбродам различных школ,

ограничиваясь самопознанием чувственного мира. Однако отсутствие какой-либо

связи между всеми отраслями науки ощущалось все сильнее; внушения на расстоянии,

проявления еще неизвестной нам силы у спиритов, изучаемые самыми известными

учеными всех стран (См. Papus, "La Magie et l'Hypnose"), насильно ввели науку

материальную в область духа. Позднейшие скептики, опасаясь быть побежденными, не

хотят видеть необъяснимых явлений и думают этим воспрепятствовать проявлению

Истины. Они постоянно и во всем ссылаются на Бэкона, основателя

экспериментального метода, который, однако, верно определил, к каким

заблуждениям могло бы привести слишком необдуманное употребление математики:

"Вместо того, чтобы излагать причины небесных явлений, люди заняты только

наблюдениями и математическими вычислениями; так что эти наблюдения и вычисления

могут доставить какую-нибудь мудрую гипотезу, которая, сложившись в целое,

уложится в голове, но не предоставит объективных доказательств существования

этих явлений в природе. Ученые заняты изучением визуально наблюдаемых явлений и

движения, искусственного соединения, и расчетов всех явлений, но не раскрывают

истинную причину и сущность дела; почему астрономия неправильно отнесена к

наукам математическим, и такое приобщение нарушает ее достоинство" 1. Все

великие люди говорят, что изучения видимого мира недостаточно, что только

невидимое содержит в