ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

и по своей природе они не допускают никаких ошибок. Методы эти основаны на прямом восприятии истины благодаря слиянию с ней ума. Таким образом, в этом случае истина непосредственно воспринимается нашим сознанием.

Кроме того, последовательное объединение различных видов знаний в единый источник и в единую запредельную истину, ведущая к постепенному упрощению представлений в сочетании с ростом их всеохватности и глубины, делает одновременное восприятие всех аспектов истины и реалий духовной жизни не только возможным, но и неизбежным. При расширении сознания, которое имеет место на глубочайших уровнях самадхи, ученик всё в большей степени осознаёт ту всеобъемлющую и запредельную Истину, в которой целокупно и нерасчлененно пребывают и из которой проистекают все виды знаний обо всех возможных сферах на всех уровнях бытия. Это есть как раз то, что в действительности означает всеведение и запредельное знание, упоминаемое в афоризмах III-50 и III-55 "Йога-сутр".

Но, хотя приобретение таких знаний посредством высшей йоги возможно, передача их другим при этом становится всё более затруднительной по мере того, как реалии, к которым относятся эти знания, становятся всё более и более тонкими. Так, вполне возможно передать идею, касающуюся особенностей тонких (психических) планов, на которые человек переходит после гибели физического тела. Но о реалиях духовных сфер, находящихся за пределами индивидуального бытия, можно только намекнуть с помощью парадоксов, сравнений, символов. Поэтому оккультные знания, касающиеся природы этих духовных миров, являются в некотором смысле особенными. Они правильны по существу, абсолютно достоверны, глубоки и всеохватывающи, – с одной стороны, но чрезвычайно расплывчаты, не закончены, схематичны, – с другой. Это происходит не только из-за специфических трудностей передачи запредельных истин духовной жизни посредством интеллекта, но также из-за чрезвычайно неадекватного посредника, каковым является язык. Недостаток и расплывчатость знаний, доступных обычным людям, объясняется ещё и тем, что большая часть знаний, охраняемых адептами, должна скрываться от недостаточно развитых в моральном и духовном отношении личностей, а также от тех, кто склонен неправильно использовать эти знания себе же во вред. Поднят только краешек завесы, и лишь те, кто готов морально и духовно, могут получить доступ к бесконечным и невообразимым возможностям скрытого под покровом тайны знания.

Но, несмотря на расплывчатость и незавершённость