ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

кроется в самой природе ума. Мы поймём, почему это так, если рассмотрим различные аспекты проблемы, но давайте, прежде всего, попытаемся понять, почему ум нельзя выделить в чистом виде и почему нельзя дать ему определение. Эту проблему можно проще всего изложить следующим образом.

Ум, когда он функционирует, немыслим без своих модификаций. Он скрывается в, или ассимилирован со своими модификациями, до него нельзя добраться и на него невозможно взглянуть. Когда вы научитесь контролировать и подавлять его модификации, он перейдёт в ту форму, из которой возник, а именно, в форму сознания. Ум есть ни что иное, как модификация сознания. Его невозможно воспринять, когда он присутствует как ум, поскольку модификации скрывают его истинную природу. Его невозможно воспринять, когда он освобождается от модификаций, потому что его больше нет. Он превращается в ту форму, из которой произошёл.

Приведённые выше аргументы могут помочь нам получить некоторое представление об отношениях ума и сознания, но чтобы разъяснить наши идеи и облегчить понимание проблемы, необходимо исследовать эти отношения с различных сторон. Кстати, это поможет нам избежать неправильного понимания природы ума и подготовить почву для более глубокого изучения психологии йоги.

Давайте для начала рассмотрим взаимодействие Духа и Материи, чтобы быть в состоянии понять суть природы ума. Каждый изучающий оккультную философию знает, что при любом проявлении Дух и Материя взаимосвязаны, или же находятся в очень тесном контакте, как показано на приведённой далее диаграмме.

Когда Дух и Материя взаимодействуют, Дух начинает влиять на Материю, а Материя начинает влиять на Дух. Результатом воздействия Духа на Материю является медленное и постепенное развитие оболочек, через которые он может выразить себя на различных планах. Результат воздействия Материи на Дух заключается в различных уровнях развития ума и его органов, а также в развитии бесконечных потенций, находящихся в сознании в латентной форме. В афоризме II-23 "Йога-сутр" содержится очевидное указание на такое взаимодействие Духа и Материи, или Пуруши и Пракрити, а также на развитие и развёртывание, являющееся его целью и результатом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУХА И МАТЕРИИ

Давайте на время оставим вопрос взаимодействия Духа и Материи на высших и низших уровнях, т.е. в Божественной сфере и в инфернальных царствах, и обратимся к человеческому уровню, с которым мы непосредственно связаны. Мы видим, что когда Дух и Материя соединяются