ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

его потребностям. Нишкама-Карма также означает поступок, свободный от личных мотивов и желаний, который совершается в соответствии с отведённой нам ролью в Божественном Плане. В обоих случаях образец для подражания и критики находится внутри нас самих, им не является человек извне со своими собственными желаниями и склонностями. Наши же действия определяются именно Божественным внутри нас, а не личностью. Последняя при этом не просто подчиняется давлению изнутри, но радостно и осознанно отдаётся служению Высшему Я.

Подобная праведная жизнь открыта для всех, хотя мало кто придерживается её из-за значительных препятствий в уме и, соответственно, из-за отсутствия ясности буддхи, или способности анализировать. Она предлагает индивиду самый простой и лёгкий способ достижения, как минимум, внутреннего умиротворения и свободы от конфликтов и напряжений, терзающих тех, кто ведёт неправедную жизнь. Праведная жизнь открывает дверь во внутренние сферы Духа и предлагает единственно возможное решение тех проблем, от которых современная цивилизация страдает и будет страдать, пока мир управляется людьми, из-за своих корыстных интересов совершающих неправильные поступки.

Глава 16

УМ И СОЗНАНИЕ

Непосредственное знание Реальности, скрытой в глубинах вселенной и в сердце каждого человеческого существа, является конечной целью йогической практики. Эта Реальность находится за пределами ума и, тем не менее, кроется в его глубочайших тайниках внутри каждого индивида. Вот почему ум называют великим убийцей Реальности. Он уводит человека от сознавания последней ещё на ранних стадиях его развития, а также, когда на более поздней стадии мы хотим постичь Реальность, ум на каждом шагу препятствует этому самыми разными способами. Согласно йоге, путь обнаружения Реальности, которая вечно пребывает как в пределах, так и за пределами ума, заключается в том, чтобы систематически проникать сквозь его различные слои, до тех пор, пока они не останутся позади и не будут преодолены. Тогда сознание проникнет в Реальность и узнает её непосредственно, став с ней одним целым.

Поэтому становится ясным, что в своих поисках Реальности мы имеем дело с умом, пытаемся узнать его природу, боремся с его тенденциями, контролируем их и, наконец, сдерживаем его видоизменения. И хотя только последняя стадия – "прекращение деятельности ума" (chitta-vritti-nirodha) – считается собственно йогой, в более широком смысле весь процесс работы с умом, конечной целью которого является обнаружение