ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

самой важной проблемы, связанной с раскрытием человеческого сознания, а именно, постепенное и непрерывное ослабление этого "я". Те, кто постоянно и глубоко изучают методы достижения высших состояний сознания и раскрытия духовной природы, должно быть, были поражены тем значительным фактом, что всё это требует, прямо или косвенно, постепенного растворения обособленного "я". И только когда низшее эго, образно говоря, умирает, – Высшее Я начинает действовать эффективно и осуществляет свою истинную природу и судьбу. А до тех пор она напоминает пленника, который содержится в жёсткой скорлупе низшего ума, создаваемой низшим "я" посредством своих желаний и иллюзий.

Именно по этой причине все системы духовной культуры помимо всего прочего направлены на постепенное устранение обособленного "я", которое обычно называют "эго" из-за эгоизма, являющегося его самой заметной характеристикой и сущностью. Хотя все эти системы направлены на ослабление "я", методы, которыми они пользуются для этой цели, не всегда одинаковы. Приверженец пути любви (Bhakta) пытается ослабить низшее "я" с помощью самоотрицания и подчинения чужой воле. Карма-йогин посвящает все действия своему Божеству и пытается соединить собственную волю с Божественной Волей. Джняна-йогин, следующий пути знания, пытается с помощью различения или viveka проникнуть в природу обособленного "я" и, осознав иллюзорную сущность такового, выйти из-под его влияния. Йогин систематично использует научный метод поднятия сознания до более высоких уровней существования, в которых сознавание Реальности постепенно становится всё сильнее, а чувство обособленности и соответствующего отождествления с оболочками, являющимися основой для "я", слабеет. Итак, все системы духовной культуры направлены на постепенное ослабление "я", хотя они используют для этого различные методы.

Принимая во внимание тот факт, что центр человеческого сознания или Монада является вечной и неразрушимой, а развёртывание неограниченных возможностей, скрытых внутри неё, происходит неповторимым образом, необходимо ясно понимать, что на самом деле означает разрушение низшей сущности, или ослабление "я". Тут возникают два противоречия. Если каждая Монада не только вечна и неразрушима, но и уникальна, как же тогда возможно уничтожить "я", являющееся самим центром жизни и её отличительной особенностью, и зачем нужно постепенно ослаблять его, а затем уничтожать? Очевидно, что то "я", которое требуется ослабить и, в конце концов, уничтожить,