ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

покажется странным. Первая глава в основном посвящена предмету самадхи и поэтому называется Самадхи-пада, хотя самадхи – это кульминация практики Йоги, самое тонкое ментальное состояние, которое труднее всего понять. Два других ментальных процесса или приема, которые предшествуют и дополняют самадхи, т.е. дхарана и дхьяна, в первый раз упоминаются в третьей главе. Всё ранее сказанное объясняет, почему в данном случае используется такой необычный метод.

Поскольку мы всё ещё являемся новичками на пути понимания этих глубоких предметов, нам следует воздержаться от высказывания собственного мнения, понимая, что мы имеем дело с работой выдающихся умов, сумевших достичь абсолютных пределов знаний и попытавшихся передать эти знания наилучшим способом. Даже когда мы находим эти методы странными и трудными для понимания, и нам сложно оценить их, существуют веские причины для того, чтобы не взирая на все трудности и сомнения их всё равно принять.

Есть ещё один важный процесс трансформации, который присутствует в практике самадхи, но этот процесс, в отличие от предыдущих – дхараны, дхьяны и самадхи, – полностью вступает в действие только после того, как достигнуто состояние самадхи. Это последнее осуществляется, когда достигается первая стадия самадхи, тогда как предыдущие начинаются на этой стадии и заканчиваются, когда достигается кайвалья.

Этот процесс состоит из трёх видов трансформации, которые значительно отличаются один от другого и обладают совершенно определёнными характеристиками. Эти три вида трансформации в "Йога-сутрах" называются: "трансформация прекращения" (Nirodha-parin?ma), "трансформация однонаправленности" (Ek?grat?-parin?ma) и "трансформация сосредоточения" (Sam?dhi-parin?ma), и определение им даётся в афоризмах III-9, III-11 и III-12. Для более детального объяснения этих афоризмов ученику следует обратиться к соответствующим комментариям в "Науке йоги", тогда как общая идея природы и функции этих трансформаций, которые на санскрите называются паринама, будет вкратце изложена здесь.

И снова предварительное знание конечной цели этих трансформаций поможет нам оценить и понять их сущностную природу и функцию, поэтому давайте кратко рассмотрим, какова та конечная цель, к которой они приводят.

Изучивший первую главу "Йога-сутр" знает, что целью шабда-самадхи является получение прямого знания реальности "объекта", который для обычного человека является просто идеей. Это знание достигается с помощью практики сампраджнята-самадхи. Начиная с самадхи