ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

сказать, что данные ощущения играют незначительную роль на начальном уровне развитии человечества.

Учение панча-бхут, являющееся основой теории чувственного и ментального восприятия в системе йоги, проливает некоторый свет на проблему взаимодействия так называемой материи и сознания. Каким образом сознание подвергается воздействию материи, принадлежащей к совершенно другой категории существующих вещей? Мы обычно видим, что две вещи воздействуют друг на друга только в том случае, когда они сходны по природе, или принадлежат к одной и той же категории. Современная психология замалчивает эту проблему, следуя примеру современной науки, которая благоразумно не замечает того, что не в силах объяснить.

Механизм чувственного восприятия в его физическом аспекте изучался наукой с большим вниманием и дотошностью. Внешние раздражения отслеживались до органов чувств. Было обнаружено, какие изменения происходят в органах чувств и как возникающее в результате этого нервное возбуждение достигает соответствующих центров в мозге. И это всё. А как чисто физические нервные импульсы, достигающие мозговых центров, вызывают чувственные образы, ментальные по своей природе, никто не знает, и что самое удивительное, никого это не заботит. Разрыв между материей и сознанием всё ещё остаётся, и никто даже не задумывается о гипотетическом, или теоретическом объяснении этого феномена. То, что современная наука может довольствоваться такими отрывочными и разрозненными знаниями, не пытаясь заполнить соответствующие пробелы и хоть как-то связать знания в одно целое, поистине удивительно. Это показывает чисто интеллектуальную природу таких знаний и то, как слабо они освещены светом буддхи, позволяющим видеть вещи как целое, в их правильной и общей перспективе.

Далее, в соответствии с теорией панча-бхута так называемая материя и энергия, воздействующие на наши органы чувств и вызывающие ментальные образы в нашем уме, тоже связаны с сознанием, и именно этот аспект сознания может считаться "духом" материи, который взаимодействует с воспринимающим аспектом сознания с помощью индрий, или органов восприятия, а также производит ментальные образы. Весь процесс чувственного познания может быть представлен в виде очень простой диаграммы:

Снаружи мы наблюдаем, с одной стороны, происходящие в материи посредством вибраций взаимодействия, которые формируют носителей стимуляции, и, с другой стороны, органы чувств, представляющие собой инструменты восприятия