ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

на самом низком уровне, т. е. со стадии рассуждения (vitarka) (I-17), медитации на "объект", затем последовательно проходят через дхарану и дхьяну к стадии самадхи, сопровождающимся рассуждениями (Savitarka-sam?dhi) и заканчивают самадхи, не сопровождающимся рассуждениями (Nirvitarka-sam?dhi) (I-41,1-42 и 1-43). Вплоть до стадии савитарка-самадхи мы имеем дело с динамическим состоянием, предполагающим постоянные и последовательные изменения. Но когда савитарка-самадхи уступает место нирвитарка-самадхи, мы достигаем ограничивающего состояния, являющегося статичным по природе. Постоянные изменения, которыми характеризовалось предыдущее состояние, подходят к концу, потому что мы достигаем предела, за которым не можем подняться на определённый уровень ума с соответствующим ему определённым "объектом". Только реальность, лежащая в основе "объекта", "сияет" сквозь ум, или обнаруживается в поле сознания, и ничего больше нельзя узнать до тех пор, пока сознание приковано к этому определённому уровню. Для того, чтобы появился дальнейший прогресс в знании этого "объекта", нам придётся глубже погрузиться в сознание, дабы мы смогли вступить в контакт с более глубокими аспектами познаваемого "объекта". Функция сампраджнята-самадхи по отношению к этому "объекту" и на этом уровне ума выполнена, и теперь необходимо практиковать асампраджнята-самадхи на более глубоком уровне сознания.

Статическое состояние нирвитарка-самадхи, приобретённое на ограничивающей стадии савитарка-самадхи, очень своеобразно. Оно является статическим и остаётся неизменным только внешне. На самом деле это динамический процесс, состоящий из прерывистых состояний, совершенно одинаковых и следующих друг за другом с большой скоростью. При таких условиях серии прерывистых состояний выглядят как единое непрерывное состояние, что объяснялось в комментарии к афоризму III-12. На самом деле в сфере проявленного ничто не может оставаться статичным, потому что проявление – это динамическое явление, основанное исключительно на движении. В таком явлении абсолютно любое состояние должно постоянно изменяться, как это объяснялось в комментарии к афоризму IV-33.

Как упоминалось ранее, в нирвитарка-самадхи при помощи непосредственного восприятия йогин узнаёт реальность "объекта", на который он медитирует. На этом уровне ума он не может двигаться дальше. Перед ним открыты только два пути. Он может либо прервать состояние самадхи и выбрать другой "объект" для совершения саньямы, или же он может попытаться проникнуть