ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

чётко усвоить, что ум происходит из сознания, потому что эта идея является существенным звеном в цепи аргументов, устанавливающих наиболее фундаментальное учение оккультной философии, в соответствии с которым вся проявленная вселенная с её бесконечным разнообразием выражений и различными уровнями тонкости происходит из Единой Реальности.

Однако, возвращение ума к сознанию происходит не сразу. И хотя различные уровни ума освещаются одним и тем же источником Света, а именно, сознанием Пуруши, это не значит, что лежащее в основе всего сознание, которое служит основанием умственных явлений, на каждом плане бытия одно и то же. Ведь сознание Пуруши, по мере того, как оно постепенно опускается на всё более глубокие уровни материи, всё сильнее модифицируется, проходя через различные планы. Процесс такого постепенного прохождения сознания через различные уровни ума может быть проиллюстрирован следующей диаграммой:

Источник света

(сознание Пуруши) Ряд ячеек, освещаемых светом

(различные уровни ума) Из неё видно, что каждая ячейка освещается не только первоначальным источником света, но и светом, исходящим из соседнего отделения, находящегося ближе к источнику. Свет, проникающий в различные ячейки, – это не тот же самый свет, но однородный и нерасчлененный. Он не включает в себя весь спектр дифференцированного сознания, но рассчитан на извлечение из объектов определённого плана тех цветов, которые содержатся в них в нерасчлененном состоянии.

Свет, исходящий из одного и того же источника, может оставаться в нерасчлененном состоянии, если на него не влияют другие объекты. Этот факт демонстрирует ещё один аспект великой загадки, скрывающейся в явлении света, загадки, которую многочисленные учёные, работающие в этой области науки, до сих пор не смогли разгадать. В таком свойстве материального света мы находим ещё одно замечательное сходство света с сознанием, факт, который безошибочно указывает на существование очень тесных отношений между ними.

Сознание может находиться в нерасчлененном состоянии только тогда, когда оно не связано с другими явлениями. Оно не обязательно должно быть целокупным, как в мире Реального, но если оно не вовлечено в ментальные явления, то должно иметь цельный характер. Этот факт объясняет хорошо известный феномен, связанный с самадхи в практике высшей йоги. А именно, на каждом плане бытия имеется нерасчлененное сознание, служащее основой ментальных явлений соответствующего уровня, и его можно почувствовать