ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

ступени сознания является весьма серьёзной и непростой. Как уже указывалось ранее, её можно рассматривать с разных точек зрения и пытаться решать различными способами. Фактически, разнообразные системы самосовершенствования, направленные на раскрытие и приобретение высоких состояний сознания, имеют различные точки зрения и методы овладения низшим "я". Поэтому мы не сможем здесь систематически и исчерпывающе осветить данный вопрос. Но так как мы обращаем внимание на общие вопросы ослабления "я" без разрушения личности, необходимо отметить, по крайней мере, несколько общих принципов, что поможет увидеть место данного вопроса в нашей жизни и позволит преодолеть проблемы личного характера. По крайней мере, мы должны знать, какова природа этой проблемы и куда направить свои усилия, чтобы иметь шансы на успех. Прежде чем заняться ею практически, мы всегда должны стараться получить ясное и чёткое знание о методах, позволяющих её решить. В мире, управляемом естественными законами, избрание неверного метода для достижения пусть даже очень сильно желаемого результата никогда не приведёт к успеху. Эффективными являются только верные с научной точки зрения методы.

Первое, что мы должны заметить, пытаясь понять данную проблему, так это то, что низшее "я" не является чем-то независимым и стоящим отдельно от Монады. Та же самая Реальность и то же самое сознание, которые пребывают в сердце Монады, находятся и в сердце личности. И есть только одна Реальность и только одно сознание, стоящее за всеми проявлениями ума, на каком бы уровне эти проявления ни находились. Единственная разница состоит в том, что когда мы имеем дело с личностью, Реальность больше вовлекается в материю, и сознание, таким образом, в большей степени обременено ограничениями и иллюзией. Это отчасти свойственно природе планов, и отчасти является результатом искажений и нежелательных тенденций, присутствующих в уме вследствие охватившего его неведения и недостатка духовного развития. Низшее "я" может считаться тем аспектом личности, который является продуктом последнего (неведения и пр.). Иными словами, низшее "я" есть не что иное, как ум, функционирующий в условиях ограничений и иллюзий нижних миров со всеми присущими им искажениями и нежелательными тенденциями, возникающими в результате этих иллюзий. Как указывалось в предыдущей главе, именно эти искажения и иллюзии составляют сущностную природу низшего "я", а не ум, в котором эти искажения происходят. Сам ум – это проявление