ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

сознания двух индивидов.

Принимая во внимание всё ранее изложенное, ученик должен понять внутреннее значение афоризма III-3, в котором даётся определение самадхи. Фраза svar?pa-sh?nyam iva, которая означает "становление ума как бы пустым", относится к исчезновению этого искажающего и омрачающего ментального процесса.

Искажающее воздействие ума на мышление можно заметить при помощи простого эксперимента. Давайте попытаемся взглянуть на то, что нас окружает, из центра своего сознания, или же, выражаясь мистическим языком, из своего "сердца". Мы заметим, что не в состоянии это сделать, как бы ни пытались. Ментально мы всегда будем смотреть в центр, вместо того, чтобы смотреть из центра, и это означает, что у нас искажённый взгляд на своё окружение.

Продолжая анализировать ментальный образ, мы заметим, что это искажение возникает в силу того, что образ, проецируемый благодаря викшепе во вне, происходит из мозга, средоточия чувствительности, а не из сердца, где работает настоящий центр ума, как это объяснялось в комментарии к афоризму III-35. Эта тенденция заключается в отождествлении сознания с физическим телом, и она может быть разрушена только тогда, когда это отождествление прекратится. Подобные искажения, только более тонкие по своей природе, производятся и другими оболочками сознания. Всё сказанное поможет понять предписание "медитировать из сердца".

Также необходимо сказать несколько слов по поводу реальности "объекта", который "сияет" в поле сознания в самадхи, на что указывается в афоризмах I-43 и III-3 "Йога-сутр".

Во-первых, мы должны отметить важность слова "сиять" в данном контексте. На ранних стадиях усвоения знаний умом использовалось слово "окрашиваться" (IV-17, IV-23), но когда непрозрачность ума была устранена и достигнуто состояние самадхи, стало использоваться слово "сиять". Причина очевидна. То, что присутствует сейчас в поле сознания, – это не туманное впечатление о предмете, а реальность самого объекта, который является частью Божественного ума. Объект не освещается умом, который сам освещается светом сознания. Он освещается самим сознанием. Именно Божественное Сознание, стоящее за Божественным Умом, пронизывает объект и заставляет его "сиять".

Если реальность "объекта" выявляется в самадхи, возникает вопрос: какова природа реальности, которая воспринимается благодаря процессу "знание через становление".

Чтобы понять природу этой реальности, нужно вспомнить две важных оккультных теории. Первая заключается в том, что реальность всех