ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

природы состояния сознания сушупти вызвано тем фактом, что состояние сна без сновидений применялось просто для иллюстрации состояния сушупти, хотя, в действительности, оно не представляет это состояние в полной мере. Это состояние выбрано для того, чтобы проиллюстрировать состояние сушупти, поскольку оно имеет сходство с ним по двум аспектам. Этими аспектами являются:

(1) В отличие от состояния сна со сновидениями, в состоянии сна без сновидений нет никакого ментального образа, или пратьяи.

(2) В этом состоянии всё же присутствует сознавание или сознание, также как оно присутствует во сне без сновидений. Откуда мы знаем об этом? Потому, что когда мы просыпаемся после сна без сновидений, то осознаём непрерывность сознания и часто испытываем ощущение счастья, или чувство удовлетворения после периода спокойного сна. Если бы это был просто пробел, приводящий к прерывистости сознания, тогда не было бы причины для осознания этого периода, или для чувства удовлетворения после пробуждения.

Вышеприведённый аргумент часто использовался индийскими философами и писателями, занимающимися этим предметом, но я думаю, что они придают ему больше веса, чем он того заслуживает. Существенное и несомненное сходство между состоянием сушупти и сном без сновидений состоит в отсутствии у того и другого пратьяи. Ум свободен от какого-либо ментального содержания, но сознание, тем не менее, присутствует, хотя, безусловно, логически очень трудно установить присутствие сознания во сне без сновидений. Тот аргумент, что сознавание – это выражение сознания, и что сознавание отсутствия ментальной активности во сне без сновидений демонстрирует присутствие сознания в этом состоянии, может быть неприемлем для многих людей.

Если состояние сна без сновидений используется просто как сравнение, чтобы проиллюстрировать состояние сушупти, а не является самим этим состоянием, то слабость аргумента на самом деле не имеет значения, поскольку иллюстрация или сравнение не предполагает полного сходства с иллюстрируемым. Частичное сходство вполне может оправдать употребление иллюстрации или сравнения.

Однако необходимо особо отметить, что состояние сна без сновидений, которое большинство из нас испытывают каждый день, в действительности не является истинным состоянием сушупти. Недавние исследования природы сна, проведённые психологами, показали, что состояние сна со сновидениями и состояние сна без сновидений у обычного спящего человека чередуются и зависят