ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

является субъективной силой, которая может появляться или исчезать, и факт его восприятия установлен практикой йоги. Когда это "я" растворяется на определённом уровне, ум теряет свою затуманивающую и сковывающую силу, поскольку это продукт того же "я". Сознание, соответственно, возвращается на следующий, более глубокий уровень ума, возникший и управляемый более тонкой формой обособленного "я". Такой процесс растворения "я" может повторяться снова и снова на разных стадиях Самадхи, до тех пор, пока все ментальные уровни, в которые мы вовлечены при определённом эволюционном процессе, не будут преодолены, и мы обнаружим себя в сфере целокупного сознания, из которого произошли все уровни ума. Именно об этом говорится в строфе IV-22.

Весь процесс духовного раскрытия – это, в некотором смысле, есть процесс ослабления и растворения сознания "я". Ведь если объект духовной эволюции – это достижение целокупного сознания на различных уровнях, то для практика нет другого пути, кроме как ослабить и растворить своё "я" на соответствующих уровнях, и таким образом освободить сознание от ограничивающей и сдерживающей силы.

Мы обсудили общий аспект инволюции сознания и увидели, каким образом оно становится привязанным к нижним мирам иллюзий и ограничений под влиянием чувственности и возбуждения; и чем сильнее чувственность и возбуждение, тем сильнее привязанность.

Давайте теперь рассмотрим этот вопрос более подробно и тщательно проанализируем природу данной связи, чтобы увидеть, как она приводит к затемнению сознания индивида. Инструментальной причиной этой связи, как указывалось ранее, является сознание обособленного "я". Давайте рассмотрим анатомию этого "я", которое заставляет нас отождествлять Реального Себя с различными вещами и обстоятельствами нашей жизни и тем самым выковывает сковывающие нас цепи. Реальное Я бесконечно, вечно и всегда свободно, но из-за этой таинственной тенденции становится ограниченным продуктом времени и пространства, привязанным к временным и постоянно меняющимся телам, через которые оно функционирует на нижних планах бытия. Если мы каким-то образом сможем постепенно устранить эту тенденцию к отождествлению, которая в терминологии Йоги называется Asmit?, наш ум со временем начнёт проясняться, и центр сознания автоматически и естественно будет сдвигаться вовнутрь, к центру Реальности. Чтобы показать, как это отождествление сознания отражается в нашей повседневной жизни, я привожу таблицу с несколькими характерными