ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

и невообразимой яркости. Эти миры – лишь слабое подобие, или тени духовных миров, существующих в Божественном Уме. И всё-таки мы позволяем себе представлять пустоту или неопределённое существование, когда думаем об этих уровнях. Мы мыслим нелогично, считая тени небесами невообразимой красоты и счастья, а сущность – пустотой, лишённой какого-либо содержания. Верно и то, что мы не можем понять красоту, знание и счастье этих духовных миров, ведь когда красота, счастье и знание становятся Божественными, они выходят за пределы тончайших переживаний ума, и тогда низший ум воспринимает это как пустоту, неясность и нереальность. Но это не значит, что мы должны думать о мирах, существующих в Божественном Уме, как о неясных, похожих на сон состояниях сознания. Это нелогично, противоречит всем фактам и является крайне негативной, сдерживающей духовное развитие концепций. Поэтому давайте запомним несколько идей, связанных с Божественным Помыслом:

(1) Мир Божественного Помысла – не состояние пустоты или неясности, похожее на сон, но мир исключительной ясности и реальности, которая находится за пределами человеческого воображения.

(2) Феноменальные миры на трёх самых низких планах (физическом, астральном и низшем ментальном), даже те, которые в религиозной литературе изображаются как небеса, являющиеся мирами исключительной красоты и невообразимого блаженства, – это простые тени духовных миров, существующих в Божественном Уме.

(3) Мы можем попытаться судить о красоте и великолепии этих духовных миров исходя из того факта, что даже их тени дают нам такой опыт, которого человеческий ум не в состоянии представить себе.

(4) Божественный Помысел подкрепляется Божественной Волей, которая несокрушима и обладает внутренним свойством неизменного осуществления. Как она может осуществляться, минуя неверные пути в низших мирах иллюзий, будет рассматриваться дальше. Во всяком случае, здесь необходимо отметить, что это не предполагает предопределённости в любой её жёсткой форме, но предполагает абсолютное и неизменное осуществление Божественного Плана.

Мы рассмотрели один аспект Божественного Помысла, который подразумевается в словосочетании сатья-санкальпа. Другой аспект Божественного Помысла передаётся такими санскритскими терминами как Ritam и Satyam, которые имеют огромное значение в индуистской философской мысли. Чтобы понять внутренний смысл слова Ritam, нам придется вспомнить оккультное учение о том, что Логос проявленной системы воспринимает