ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

на то, что вивека и вайрагья на последних стадиях пути очень отличаются от того, чем они были на ранних стадиях, важно помнить, что их способность усиливать друг друга не прекращается; оба этих элемента необходимы вплоть до самой последней стадии. Этот факт ясно выражен в афоризмах 25, 26 и 29 последней главы "Йога-сутр". Даже после приобретения всеведения и всемогущества йогину нужно осознать с помощью вивеки, что привязанность к возвышенному состоянию сознания на атмическом плане – это источник порабощения, и от него нужно отказаться до того, как он полностью и навсегда утвердится в мире Реальности. И когда это постигнуто, стараются преодолеть последний барьер ума с помощью вивеки и вайрагьи. И только в том случае, когда они развиты до предела и становятся полностью независимыми от самых тонких иллюзий и привязанностей атмического плана, – достигается Dharma-megha-sam?dhi, высочайшее из состояний самадхи. Йогин переступает порог Нирваны, и он никогда больше не будет захвачен иллюзиями и привязанностью проявленных миров. Окончательная победа достигнута, – он добился своей цели. Он стал P?rnak?ma, тем, чьи желания полностью и постоянно удовлетворяются. Его сознание содержит в себе все возможности проявлений. Поэтому, когда возникает какое-то желание, оно сразу же становится бессмысленным.

Глава 22

ПРИРОДА САМАДХИ (1)

Исследуя природу желания, мы видели, что искоренение ментальных модификаций для достижения цели йоги осуществляется при помощи абхьясы и вайрагьи, то есть благодаря постоянной практике и отсутствию привязанности. Мы уже рассмотрели природу и важность отсутствия привязанности, когда изучали проблему желания; теперь же обсудим абхьясу. В отличие от вайрагьи, которая достаточно проста и означает состояние непривязанности к объектам, существующим на разных уровнях ума, абхьяса – это сложная дисциплина, состоящая из большого количества методик и приемов, используемых на разных стадиях в практике йоги.

Значение слова "abhy?sa" происходит из сочетания abhi+?s. Суффикс abhi означает "двигающийся с упорством". Глагол ?s помимо прочего означает "делать непрерывно". А слово "абхьяса", таким образом, означает делать что-то упорно, старательно и не прерываясь. Следующие два афоризма "Йога-сутр" проливают больше света на природу абхьясы:

Tatra sthitau yatno'bhy?sah (I-13)

"Абхьяса – это стремление прочно утвердиться в этом состоянии (chitta-vritti-nirodha)".

Sa tu dirgha-k?la-nairantarya satk?r?sevito dridha-bhumih (I-14)

"Она прочно укореняется, когда её поддерживают в течение Длительного времени, без