ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

в конце этого процесса и раскрывающее реальность предмета во всей его чистоте, – это нирвитарка-самадхи, тогда как повторяющаяся и неощутимая трансформация, которая имеет место в этом особом состоянии, – это экаграта-паринама. Следует заметить, что если самадхи-паринама – это серия изменяющихся ментальных состояний, то экаграта-паринама – это одно неизменяемое состояние ума, хотя и являющееся прерываемым. Экаграта-паринама заканчивается, когда пратьяя, присутствующая в уме в ограниченном и неизменном состоянии, отбрасывается и образуется "промежуточное" состояние без ментальных образов. Это состояние называется асампраджнята-самадхи, а состояние ума, имеющее место в этом состоянии, называется ниродха-паринама. Это называется паринамой, или трансформацией потому, что хотя оно и возникает как единообразное состояние, это, на самом деле, прерывистое состояние, состоящее из серий промежутков, лишённых пратьяи. Следует также особо отметить, что как и экаграта-паринама, ниродха-паринама – это тоже неизменное состояние, которое заканчивается только тогда, когда сознание растворяется при вхождении в свой центр, чтобы затем возникнуть на следующем, более высоком плане.

Приведённый выше абзац рассматривает серии трансформаций в пределах лишь одного цикла, в связи со стадией витарки, которая является самой низкой, как это видно из перечисления четырёх стадий сампраджнята-самадхи в афоризме I-17. Весь цикл повторяется снова и снова на более тонких планах ума, на более высоких стадиях самадхи, до тех пор, пока не достигается атмический план. Трудно понять природу состояний ума или сознания на более высоких стадиях сабиджа-самадхи, но ряд происходящих там трансформаций аналогичны тем, что были на низших стадиях, описанных ранее. Об этом упоминается в афоризме I-44.

Последняя и высочайшая стадия самадхи называется нирбиджа-самадхи. Её целью является проникновение на самый глубокий уровень ума на атмическом плане и получение прямого доступа в мир Реальности, в котором Пуруша живёт вечно. Нирбиджа-самадхи отличается от сабиджа-самадхи не только своим объектом, но и степенью тонкости и, очевидно, неопределённостью техники, применяемой для достижения своей цели – Самопостижения. Намёк на эту технику содержится в афоризмах последней части четвёртой главы, начинающейся афоризмом IV-25. Длительная и постоянная практика нирбиджа-самадхи достигает своей кульминации в дхарма-мегха-самадхи, упоминаемой в афоризме IV-29. Когда йогин успешно преодолевает