Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

Древнего и Принятого Шотландского  Устава,  прерывает  цепь учений философских градусов,  напоминая о том, что “даже погружаясь в размышления о философии и  вере,  масон  обязан  продолжать свою активную деятельность на жизненном пути”.

      “Любая масонская ложа, — пишет далее Бр.: Пайк, — это храм Религии;  и учение Масонства — это религиозное учение”. Следует ли,  в таком случае,  рассматривать масонство  как религию? “Вопрос о том, считать ли масонство религией, — утверждает сэр Джон Кокберн,  — обсуждается уже давно. Но зачастую эта дискуссия оборачивается просто войной терминов. Скорее всего, наикратчайшим путем к согласию было бы  выделение  группы  свойств, более или менее характерных для всех существующих религий,  а затем осведомиться у масонства,  в чем оно,  в свете данных признаков, видит  свои  отличия  от религии.  Религия занимается кругом вопросов, освещающих взаимоотношения человека с его Творцом и утверждает почитание Творца как Первопричины. Религии мира реализуются в обрядах молитвы и церковной службы.  Они устанавливают определенные правила поведения, приводя в качестве примера Бога или Героя. Все истинные религии порицают эгоизм и пропагандируют  самоотречение и,  если хотите,  самопожертвование.  Трудно сказать, какие из этих признаков отсутствуют в учении масонства. Скорее же всего, все  они  в  нем  присутствуют.  Масонские церемонии имеют древнюю историю и непревзойденны по красоте и глубине.  Они  проникнуты духом  молитвы и восхваления Господа.  Ни в одной религии культ покорности Богу и почитания Его не выявлен так ярко.  Перед взором братьев постоянно проходят образы верности долгу и самоотречения на пути следования добродетели. В какой религии найдем мы принципы более достойные,  чем те, на которых зиждется масонство? Любовь к братьям, милосердие к нуждающимся, и почтение к Богу Истины. Если  масонство  не достойно называться религией,  то оно с полным правом может претендовать на название  федерации  религий. Это такая форма поклонения Богу, в которой могут объединиться все религии без того,  чтобы поступаться своими  частными  принципами или подпадать под влияние друг друга”.

      Важно проследить  различия между статьей “О Боге и Религии”, представленной в “Конституциях...” Андерсона,  и требованием, содержащимся в “Древних Хартиях”, “быть верным Богу и Святой Церкви и не  поддаваться  никакой ереси и никакому лжеучению”.  Новое же требование звучит так:  “Масон обязан,  в силу данного им  обязательства, подчиняться Нравственному Закону; и если он верно понимает Искусство, он не будет ни глупым атеистом, ни отрицающим религию вольнодумцем.  Однако  если  в  древности  масоны каждой из стран заранее считались адептами официальной религии той страны, в которой проживали, то ныне видится более действенным требовать от них приверженности лишь тем религиозным взглядам, по поводу которых существует согласие у всех народов,  и позволять им оставлять свои личные воззрения при себе; то есть, они должны быть порядочными и честными людьми,  или людьми Чести и Доблести,  к каким бы конфессиям или учениям они ни причисляли себя;  таким образом масонство становится  Центром  Сообщества  и средством установления истинной Дружбы между Людьми, в профанском мире разделенными разного рода препонами”.  Далее, в ст. VI, 2, касающейся “Поведения братьев после того, как Ложа закрыта, а братья еще не разошлись”, указано, что “в пределы ложи не  должны  привноситься свары и раздоры частного характера, касающиеся религии,  национальности,  государственной   политики, поскольку мы являемся масонами, то есть, принадлежим к вышеупомянутой католической вере;  но кроме этого, мы принадлежим всем нациям, языкам, родам и речам; а также мы издревле противостоим политике, которая ничего не делает и ничего не собирается делать во благо ложи. Это требование всегда строго, но с радостию, соблюдалось; однако особенно оно привечалось во время Реформации в Великобритании, а также во время Преобразования и Созидания всех этих наций со времен Рима”.   В издании андерсоновских  “Конституций...” образца 1738 года те же самые статьи выглядят следующим образом:  I. О Боге и Религии. В  силу  данного  им  обязательства,  масон должен следовать Нравственному Закону,  как истинный ноахит; и если он верно понимает основы  Искусства,  он никогда не станет глупым атеистом или неверующим вольнодумцем,  и также никогда он не  совершит  ничего несовместимого с его верой. В древности все масоны-христиане обязаны были соблюдать религиозные обычаи  и  следовать