Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

среди всех достопримечательностей Иерусалима в те дни чаще всего все путешественники выделяли две великолепные колонны,  украшавшие портик Храма.  Левая носила имя “Боаз”,  что означает “в силе”; правая — “Яхин”,  то есть “установить”;  вместе имена их означают “постоянство”,  ибо Господь сказал:  “В силе установлю я сей Дом  Свой,  и  стоять ему нерушимо вовеки”.  Высота каждой из этих колонн составляла семнадцать с половиной локтей,  окружность — двенадцать локтей, диаметр — четыре. Они были сделаны полыми, чтобы в то же время служить тайными хранилищами масонской мудрости, ибо в них были помещены свитки древнейших Конституций. Толщина внешней стенки полых колонн составляла четыре дюйма или ширину раскрытой ладони.  Отлиты они были из меди,  в долине Иордана, на глинистых почвах между Суккотом и Цередафом. Надзирал за отливкой сам Мастер Хирам Абифф. Каждую колонну венчала капитель высотой в пять локтей,  украшенная узорами из сетей,  цветов лилии и гранатов; сети,  в переплетении своих ячеек, символизировали единение; цветы лилии,  в силу своей белизны, — мир;  гранаты же, со множеством своих семян, — изобилие. Наверху каждой из капителей было помещено по сфере с нанесенными на них картами Земли и  небесного свода, которые должны были символизировать вселенскую природу масонства.  Завершенными же они были сочтены,  когда сверху на них, венчая портал, были наброшены сеть или покрывало.

      Эти две великие колонны портика Храма были возведены в честь двух столпов,  огненного,  который  освещал путь народу Израиля в пустыне, и облачного,  который скрывал их продвижение  от  врагов их. Царь  Соломон  распорядился,  чтобы  эти  колонны расположили именно там, чтобы они самим положением своим служили вечным напоминанием народу Израиля, грядущему на молитву Господу и с молитвы домой, о чудесном спасении его праотцев на их пути из египетского плена.

      В строительстве Храма участвовало великое множество работников, которые разделялись на учеников и подмастерий. Ученики получали заработную плату зерном,  маслом и вином;  подмастерья же — деньгами, которые  они  ходили получать в Срединную Палату Храма. Попадали они туда через портик, или вход, на южной стороне Храма. Войдя через  портал,  они  попадали к подножию винтовой лестницы, ведущей в Срединную Палату.  Однако на пути вверх дорогу им преграждал Второй  Страж,  который требовал у них пожатие и проходное слово из первого во второй градус.

      Подтвердив Второму  Стражу свое право следовать далее,  подмастерья поднимались вверх по винтовой лестнице с тремя пролетами по, соответственно, три, пять и семь ступеней. Трое управляют ложей, пятеро поддерживают ее и семеро и более делают ее  совершенной. Трое,  кто управляет ложей, — это Досточтимый Мастер и двое Стражей. Пятеро, кто поддерживает ее, — это те же и двое подмастерий. Семеро,  кто делает ложу совершенной,  — это те же и двое учеников. Трое управляют ложей, потому что во время строительства Иерусалимского Храма  Великих  Мастеров  Каменщиков  было  именно трое, и они несли всю ответственность за строительство.  Это были Соломон, Царь Израильский;  Хирам,  Царь Тирский и  Мастер  Хирам Абифф. Пятеро поддерживают ложу в ознаменование пяти основных архитектурных стилей:  Тосканского,  Дорического,  Ионического, Коринфского, Композитного (Смешанного).  Семеро и более делают ложу совершенной, потому что Царь Соломон более семи лет  строил  этот Храм, в конце этого срока освятив его во славу Господа. Кроме того, это число знаменует семь главных наук и искусств,  а  именно: грамматику, риторику,  логику,  арифметику,  геометрию,  музыку и астрономию.

      Достигнув верха  винтовой лестницы,  подмастерья оказывались перед дверью,  ведущей в Срединную Палату, которую охранял Первый Страж, которому  они  давали  знак,  пожатие и слово подмастерья. После этого они допускались в Срединную Палату, где получали свое жалование; брали они его без смущения и ропота: без смущения, потому что они заслужили его;  без ропота, потому что знали тех, на кого они работают,  уважали их и полностью доверяли им.  Во время их пребывания в Срединной Палате более всего прочего их  внимание занимал начертанный на стене знак,  который в наших ложах подмастерий передается литерой “G”, которая обозначает Великого Геометра Вселенной,  которому все мы поклоняемся, которого чтим и которому служим.”

?   ?   ?

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

ИЗЪЯСНЕНИЕ РИТУАЛА ТРЕТЬЕГО ГРАДУСА

      “Нашего Мастера  было приказано похоронить так близко к Святая Святых Храма,  как только это мог