Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

— в котором вновьпосвящаемым не преподавались бы основы этой легенды. Отдельные элементы этой легенды могут различаться и,  без всякого сомнения,  они меняются со временем,  но в основе своей легенда осталась неизменной.  И очень  важно,  чтобы это было именно так,  поскольку легенда о Строителе Храма составляет стержень,  основу основ масонства как ордена.  Любой устав, который исключит  ее  из своей работы или подвергнет существенным изменением тут же перестанет — только вследствие этого  исключения или  изменения — быть масонским уставом”. 

      “Лексикон франкмасонства”  (С.192) указывает:  “Скорее всего, легенду можно определить как традиционное повествование. Свои легенды есть у каждой страны и у каждой религии. Стержнем каждой из античных мистерий  была легенда,  на которой основывалась большая часть символического учения. Эти легенды мистерий Древности, хотя они и  различались  по  историческому объекту повествования,  все имеют одну общую черту — это культ смерти в их основе — то есть они, в  основном,  увековечивали смерть от насилия и следующее за этим воскресение какого-либо излюбленного героя или  богочеловека — и  обычно  они  начинались с погребального плача и завершались бурными изъявлениями радости. Точно так же, франкмасонство обладает собственными легендами и аллегориями,  многие из которых основаны на реальных исторических  фактах,  которые  представляется возможным подтвердить,  в то время как другие основаны на иудейской религиозной традиции и, даже излагая бесспорные, святые и наиважнейшие истины, обладают только лишь возможностью достоверности”.

      И именно эта легенда,  которая из вящего уважения может быть названа нами “Легендой” с большой буквы,  то есть легенда, напрямую связанная  с  третьим  градусом,  как представляется в высшей степени вероятным,  была предложена нашими братьями в  древности, когда они  объединились  в Храме с адептами Дионисийских мистерий для совместных работ,  в качестве замены языческих и апокрифических вакхических легенд, проповедовавшихся этим обществом.

      “Духовная жизнь человечества, — замечает доктор  Форт  Ньютон, —  это всегда поиск и испытание,  вне зависимости от того, какие формы они могут принимать и какие бы ритуалы  при  этом  ни использовались; и масонство, с этой точки зрения, — один из трех величайших из ритуалов, в котором люди стараются обнаружить в искусстве и  запечатлеть  в опыте тайну и смысл жизни.  Три великих ритуала человечества — это  Праджапати   древних индусов,  Месса христианской церкви и Третий градус франкмасонства. Как бы они ни различались в деталях и какими непохожими они ни казались  бы  по кругу своих приверженцев,  все они -  и только они — преуспели в глубочайшем проникновении в человеческую  душу,  венцом  которого является мысль о том, что Бог становится человеком, а человек может стать Богом”.

      После традиционного опроса кандидат на посвящение в эту степень допускается к так называемому “испытанию на верность”, который состоит в проверке ритуального пожатия  и  проходного  слова. Бр.: Уорд указывает, что эти проходные слова являются рудиментами древней магической традиции.  Кандидат покидает ложу в одном градусе и снова вводится в нее уже в другом. Во время его отсутствия ложа переводит свои работы в более высокий градус в ходе  церемонии, которая на языке оккультизма изменяет личную энергетику каждого из присутствующих, перевод ее в иное, более возвышенное состояние. Чтобы  возвысить  кандидата  до того же духовного уровня, которого достигает Ложа,  дать ему возможность в дальнейшем “звучать” в  унисон  с этой “музыкой сфер”,  ему сообщается проходное слово, слово “силы”, которое ставит его один ряд со всеми остальными братьями этого градуса.  Такие проходные слова были неотъемлемой частью всех мистических ритуалов, так что нет ничего удивительного в  том,  что они применяются и в масонстве”.

      После этого  испытания кандидат удаляется и “должным образом приуготовляется” для “возвышения” в третий  градус,  причем,  при этом ему необходимо обнажить обе руки,  всю грудь и оба колена, а обе ступни обуть в сандалии. Будучи снова введен в зал заседания, он обнаруживает  его  погруженным  в полную тьму,  за исключением мерцающего огонька свечи на Востоке.  Эта тьма символизирует тьму  Смерти, которая является предметом особого внимания в этом градусе. Он преклоняет колени, в то время как над ним произносится молитва о благословении того, что сейчас должно будет произойти:

      “Всемогущий и  Предвечный  Господь,  Архитектор