Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

розенкрейцеров XIV века;

      9. от Оливера Кромвеля;

      10. от принца Карла Стюарта (по политическим соображениям);

      11. от сэра Кристофера Рена и строительства собора Св. Павла;

      12. от доктора Дезагюлье и его соратников в 1717 году”.

      Однако маловероятно, чтобы происхождение масонства можно было точно  выяснить при помощи только какой-либо одной из вышеприведенных теорий. Система, известная в наше время как франкмасонство, является  “смешением двух различных традиций — оперативного масонства, то есть искусства действительно строить здания, и спекулятивных теорий  относительно  величайших проблем жизни и смерти”.

      Может быть,  масонство ведет свою историю из всех двенадцати источников, поименованных выше. “Так, оперативное масонство могло развиться  из  римских ремесленных коллегий через оперативное каменщичество средневековья, в то время как спекулятивное масонство могло произойти  от учения Библейских патриархов и языческих мистерий. Но единственным источником,  по поводу которого  не  может быть никаких  сомнений,  является иудейская Каббала.  Проникла ли она в нашу страну через римские коллегии, через компанства, через тамплиеров, или же через самих евреев в XVII и XVIII веках... — это всего лишь частная проблема для  исследователей  будущего. Остается, тем не менее, фактом, что когда в 1717 году создавались масонские ритуалы и Конституции, хотя до того времени и дошли от- дельные  ритуалы и компоненты учения древних египтян и пифагорейцев,  именно иудейская тайная традиция была  избрана  создателями Великой Ложи в качестве основы их собственной системы”.

      По мнению Бр.:  Маккленахана, история происхождения степеней Древнего и Принятого Устава, возможно, такова: Приблизительно во времена нового пробуждения интереса к масонству в начале XVIII  века,  адепты Ордена  чувствовали  необходимость  более глубокого проникновения в арканы франкмасонства и более глубокого  знакомства с эзотерической доктриной. Самые развитые и блестящие умы Европы, решив заняться исследованием Каббалы и будучи очарованы неизмеримыми  глубинами,  открывшимися перед ними,  решили учредить новую,  более высокую ступень франкмасонства,  только и лишь ради пропаганды  и изучения древних мистерий,  почти неизвестных им до тех пор,  которая состояла бы из исторических,  философских и рыцарских градусов. Имея в виду эту цель они сперва стремились создать некие отдельные и независимые организации только  для  того, чтобы внутри  них культивировались и раскрывались эти великие истины. Практически все эти проекты пережили своих инициаторов, однако “Устав Усовершенствования”, эмбрион организационной структуры Древнего и Принятого Шотландского Устава — основанный на чистейших масонских принципах, содержавший в себе раскрытие разнообразных оккультных мистерий и состоявший из двадцати пяти градусов — постепенно начал развиваться.  Без всякого сомнения,  деятельность кавалера Рамзая в 1740 г. ускорила усвоение, систематизацию и полное признание масонством тех градусов, которые оно в течение долгого времени отвергало и не признавало. Противники Древнего и Принятого Шотландского Устава,  такие как Финдейл и прочие,  утверждают,  что Устав начал свое развитие около 1740 г.  под руководством Майкла Эндрю Рамзая, более широко известного под титулом “кавалер Рамзай”, родившегося в Шотландии, в Эйре, в 1686 г., и умершего в Сен-Жермен-де-Ле, что во Франции, в 1743 г.;  что со времени изгнания Стюартов из Англии в 1688  г. между Римом, куда бежал в 1719 г. претендент на престол из династии Стюартов,  и Шотландией существовали постоянные тайные связи; что по мере развития этих связей претендент все укреплялся в своих надеждах на благоприятный для него исход;  что Рамзай  пытался подорвать дух  верноподданничества  и верности Престолу в Великой Ложе Шотландии, основанной в 1736 г., а осознав безрезультатность своих попыток,  предпринял  попытку  создать  и  как можно теснее сплотить свою собственную группу,  состоящую из приверженцев изгнанной королевской династии, в высших масонских степенях посвящения, таким образом, потакая их честолюбивым устремлениям; что масонские ложи во Франции были образованы шотландскими заговорщиками вместе с членами и сторонниками ордена Иезуитов,  которые пали столь низко,  что  решили разыграть свою карту в этом новом деле, сулившем разнообразные и весомые перспективы на политической сцене”.

      Некоторые исследователи утверждают, что вышеупомянутый Устав Усовершенствования был  основан в 1753 г.,  в то время как