Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

существовать  в  той или иной форме и проводить те или службы. Но в наши дни людям необходимо и богослужение в опосредованной форме,  и его предлагает франкмасонство”.

      Франкмасонство, строго говоря, не является тайным обществом: однако это общество, обладающее своими собственными тайнами. “Существуют определенные трудности, — пишет Бр.: Макей, — в точном определении, что вкладывается в понятие “тайное  общество”.  Если данный термин применяется — как он, по идее, должен с точки зрения языка строгой логики — к  тем  организациям,  структура  которых скрыта от взоров общественности,  члены которых хранят инкогнито, результаты деятельности которых неизвестны,  и сама суть деятельности которых тщательно скрывается от непосвященных...  тогда масонство, совершенно очевидно,  не является тайным обществом.  Его структура не только получила общественную огласку,  но еще и пропагандируется его адептами как нечто достойное наивысшего почитания. Его  адепты известны в обществе,  поскольку принадлежность к нему считается честью,  гордиться которой совершенно закономерно. Оно преследует цели, которыми не устает гордиться, ибо среди них и улучшение человеческой природы,  его положения в мире и  нравственности. Однако если под термином “тайное общество” понимают — что чаще всего и происходит — такое общество,  в котором существует некий пласт знаний,  состоит ли он в опознавательных  знаках, каких-либо легендах или теоретическом учении,  — который сообщается тем только, кто прошел посвящение единого для всех, установленного образца,  сама форма которого полностью скрыта или эзотерична, то с этой точки зрения,  масонство,  без всякого сомнения, является тайным обществом”.

      Своего рода отличительные признаки,  разделяющие  масонов  и “профанский мир” и позволяющие первым вести свое происхождение от “истинных сынов Света”,  известны как “вехи”  франкмасонства.  “В древности, — отмечает Бр.:  Макей, — существовал обычай обозначать границы земель своего рода каменными стелами, снесение которых злонамеренными личностями приводило к значительным раздорам и беспорядку, поскольку у людей не было  иного  способа  определить границы своей собственности.  Таким образом, снесение вехи считалось тягчайшим преступлением. “Не повергай рукой своею, —  указано в Иудейском праве,  -  межи ближнего своего, что в старые времена поставлена была в твоей земле”.  (Второзаконие,  19:14) Попытка изменить или вообще уничтожить эти священные вехи, при помощи которых мы проверяем нашего нового брата,  дабы убедиться,  что  он достоин преимуществ, даруемых нашим обществом, — это одно из самых тяжких преступлений, которые теоретически может совершить масон”.   Бр.: Макей перечисляет следующие двадцать пять неотъемлемых признаков или “вех”:

      1. Опознавательные знаки.

      2. Деление символического масонства на три градуса.

      3. Легенда третьего градуса.

      4. Управление братством председательствующим офицером,  именующимся Великим Мастером, избираемым из числа членов братства.

      5. Право Великого Мастера председательствовать на любом собрании любой ложи, когда бы и где бы оно ни проходило.

      6. Право Великого Мастера отдавать распоряжения о посвящении кого бы то ни было в следующий градус раньше или  позже  установленных сроков.

      7. Право Великого Мастера отдавать распоряжения об  открытии лож и ведении работ в них.

      8. Право Великого Мастера посвящать в масоны устным распоряжением без соблюдения должной процедуры.

      9. Необходимость для масонов собираться в ложах.

      10. Управление братством,  когда оно собралось должным образом в ложе, Мастером и двумя Стражами.

      11. Необходимость для каждой ложи, когда она собралась, быть должным образом охраняемой.

      12. Право каждого масона на представление своих интересов во время собрания ложи другим членом братства,  которому он  передал на это полномочия.

      13. Право каждого масона подавать апелляцию на любое решение его собратьев  в  ложе  в  Великую  Ложу  или Верховную Ассамблею Братства.

      14. Право каждого масона посещать и принимать участие в собрании любой регулярной ложи.

      15. Ни один из посетителей,  если он не знаком всем присутствующим в ложе братьям или кому-либо из них в отдельности, не может быть допущен в ложу,  не пройдя соответствующего испытания по древним образцам.

      16. Никакая  ложа  не  имеет права вмешиваться во внутренние дела других лож или присваивать степени принадлежащим к ним масонам.

      17. Каждый масон подчиняется