Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

никого не  оскорбить  недоверием.  Двенадцать тех, листки с чьими именами были извлечены из урны первыми,  составили Капитул, которому Соломон дал власть над двенадцатью коленами Израилевыми.  Каждого из них он нарек Эмет, что по-древнееврейски означает “истина”.  После этого он показал  им  сокровища, хранившиеся в скинии.  Таковы,  брат мой, главные события истории этого градуса,  изображенные на его чертежной доске,  и именно их ты должен сделать предметом своего пристальнейшего внимания.  Эти три последних градуса составляют систему  “избраннических  степеней” Древнего и Принятого Шотландского Устава.  Они занимают свое особое место в легендарной истории франкмасонства  и  обязательно включаются в любой устав”.

      Во французском уставе эти степени слиты воедино и составляют четвертый градус.  По  мнению  Бр.:  Макея,  французский устав -  один из трех основных масонских уставов. Он состоит из семи градусов: трех символических и семи высших,  а именно — 1.  Ученик; 2. Подмастерье;  3.  Мастер; 4. Избранник; 5. Шотландский мастер; 6. Рыцарь Востока;  7.  Розенкрейцер... Он был учрежден в 1786 г. Великим Востоком Франции, который, не желая совершенно уничтожать систему высших степеней, в которых работали различные уставы, и в то же время горя желанием сократить их количество  для  упрощения процедуры, исключил эти градусы из Устава Усовершенствования, наряду с некоторыми прочими незначительными изменениями”. 

ГЛАВА 6

ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО СЛОВА

      В  своей  книге  “Происхождение масонского Ордена Королевской Арки” масонский автор девятнадцатого века  доктор  Джордж  Оливер  пишет: “Красной нитью через всю систему франкмасонства,  работают ли в ее рамках язычники,  иудеи или христиане — как мы могли заметить за  все сменяющие друг друга века ее существования — проходит идея особой тайны,  связанной со Словом Мастера.  Его неисчислимые изменения,  причиной которых послужила традиция передачи его из уст в уста из поколения в поколение,  всегда служили предметом многочисленных  спекуляций;  и не было и нет такого народа, который не интересовался бы этой тайной и не пытался проникнуть в нее. Даже  сам  способ  его произношения толкуется по-разному;  и многие зашли в этом вопросе так далеко,  что вообще отказались от  его употребления  до тех пор,  пока истинный его смысл и истинное произношение, ныне утраченные,  не будут явлены  миру”.  “Тайна, — пишет он, — которая окружает Слово Мастера всегда интересовала людей,  и именно она поощряет неиссякаемый  исследовательский дух посвященного,  который следует в поисках этого Слова из градуса в градус до тех пор,  пока не получает  вознаграждение за усердие, обретая эту неописуемую тайну”.

      В ритуале Третьего градуса двое Стражей, олицетворяющие всех Мастеров, вместе взятых, отправляются на поиски “истинных таинств Мастеров Каменщиков”,  которые были утеряны вследствие безвременной кончины Великого Мастера Хирама Абиффа. Их поиски не приносят ожидаемых плодов,  однако они возвращаются вспять с тем, что именуют некими “тайнами-заменителями”.  Эти тайны сообщаются Досточтимому Мастеру, который, как полномочный представитель Царя Соломона, подтверждает их право на существование и заявляет,  что отныне они будут служить отличительным признаком Мастеров  Каменщиков до тех пор, пока Время или какие-нибудь обстоятельства не помогут вернуть истинные таинства.

      По “Истории традиций”,  потеря  старшего  архитектора  стала весьма скоро и весьма болезненно ощущаться всеми,  даже не-каменщиками. В первую очередь,  отсутствие необходимых чертежей, которые до сих пор аккуратно поставлялись каждый день различным классам работников,  послужило знаком того, что надвигается серьезная беда. Надзиратели  решили  отправить самых заслуженных своих собратьев к Царю Соломону,  для того, чтобы поставить того в известность о  том,  в какую бездну отчаяния и безнадежности ввергло их исчезновение Великого Мастера,  а также они отважились  высказать свое предположение относительно того,  не служит ли это внезапное и таинственное исчезновение Мастера знамением произошедшей  ужасной и  непоправимой трагедии.  Соломон немедленно приказал произвести перекличку всех надзирателей на всех стройках Храма,  в результате которой выяснилось,  что трое из них также исчезли;  и в тот же день двенадцать из тех,  кто изначально  принимал  участие в заговоре, пришли к нему и покаялись во всем, рассказав все, что они знали вплоть до того момента,  как отказались от  дальнейшего участия в заговоре и его осуществлении.  Все