Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

и подпадает под  действие  всех установлений масонского правосудия, даже в том случае, если он не является членом ни одной из лож.

      18. Требования, предъявляемые к кандидатам перед посвящением.

      19. Вера в Бога как в Великого Архитектора Вселенной.

      20. Вера в бессмертие души и воскресение для иной жизни.

      21. Книга Священного Закона должна быть незаменимым и обязательным атрибутом любого собрания любой ложи.

      22. Равенство всех масонов.

      23. Тайна общества.

      24. Основание спекулятивной науки на фундаменте оперативного искусства и символическое использование и истолкование терминов и символов этого искусства в нравственных и религиозных целях.

      25. Эти  вехи никогда не могут быть изменены.  

      “Список Макея,  — пишет  Бр.:  Бернард Джонс,  — дает нам обильную информацию к размышлению,  но очень мало точек соприкосновения. Масонские  авторы  прошлых  лет  цитировали этот список, целиком и полностью соглашаясь с ним,  но человеческое сознание с середины прошлого века успело уйти далеко вперед,  и в наше время лишь немногие масоны,  где бы они ни жили,  могут со всей определенностью утверждать,  без  каких бы то ни было оговорок и чистосердечно, что полностью принимают  его.  Существует  тенденция  к сокращению списка до всего нескольких “вех”,  но даже в этом случае возникают дискуссии по поводу того, с какой степенью строгости им должно следовать”.   

ГЛАВА 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАНКМАСОНСТВА

      П ервая английская Великая Ложа,  первая Великая Ложа в мире, была учреждена в Лондоне в 1717 г. Несмотря на это, как указывает Бр.: Бернард Джонс,  “реди масонских ученых существует тенденция придерживаться того мнения, что истинной отправной точкой в истории английского масонства следует считать не этот год,  а 1730-й, в  то  время,  как  один из самых ранних нерегулярных текстов,  а именно,  “Масонство в разрезе” Причарда, недвусмысленно утверждает, что собственно эзотерический ритуал появился даже еще позже”. В этом “разоблачении” Причард утверждает, что собирается  “обнародовать ритуалы,  по  которым  ведутся работы в английских ложах в течение уже двух или трех лет”.  Тем не менее,  “в то  же  время, когда существуют  различные мнения относительно исходной даты масонского ритуала — будь то 1730-й или какой-либо другой год,  — пишет Бр.:  Джонс, — мы можем быть совершенно уверены в том, что основание Великой Ложи в 1717 г.  само по себе было событием или, скорее, началом события...  своего рода весенней почкой, если хотите, для всего того, что произошло в последующие десять лет, хотя, возможно,  изначально  такого  намерения  ни  у кого не было. Именно успех Великой Ложи произвел на свет “разоблачение” Причарда. Рост интереса к масонству, свежее дыхание, оживившее символическое масонство — все это пришло далеко не  сразу,  а  могло  и вовсе не придти к горстке независимых лож, практически совершенно равнодушных по отношению друг к другу.  1717 год на  все  времена останется великой датой, а 1730-й и последующие — лишь неожиданными его последствиями”.

      Сведения об учреждении первой Великой Ложи содержатся в “Новой Книге Конституций” д-ра Джеймса Андерсона,  опубликованной  в 1738 г. Там написано: “Король Георг I весьма торжественно вступил в Лондон 20-ого сентября 1714 года,  и после того,  как Восстание окончательно завершилось в 1716 году, несколько лож города Лондона, полагая себя позабытыми сэром  Кристофером  Реном,  сочли  за благо объединиться  под властью Великого Мастера,  который должен служить им центром Единства и Гармонии.  Это были ложи: 1. из таверны “Гусь и Противень”,  что во дворе Церкви Св. Павла; 2. из таверны “Корона”,  что на Паркер-Лейн близ Друри-Лейн;  3. из таверны “Яблоня”,  что на Чарльз-Стрит в Ковент-Гардене;  4. из таверны “Кубок  и  Гроздь”,  что  на Ченнел-Роу в Вестминстере.  Их братья, а также несколько старых масонов встретились  в  вышеуказанной таверне “Яблоня” и, попросив старейшего из Мастеров Каменщиков (отныне Мастера Ложи) занять  место  председательствующего, провозгласили себя Великой Ложей  pro Tempore, должным образом учрежденной, а затем утвердили положение о ежеквартальном  собрании офицеров лож  (входящих  в Великую Ложу) и о проведении Ежегодной Ассамблеи и Агапы,  во время которых из их числа должен быть избран Великий Мастер,  наиболее достойный из них брат.  В день Св. Иоанна Крестителя,  в третий год правления Георга I, от Рождества Христова 1717 г., в вышеуказанной таверне “Гусь и Противень” были проведены Ежегодная Ассамблея