Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

и Агапа Вольных и Принятых Каменщиков. Перед  началом  пира  старейший из Мастеров Каменщиков (ныне Мастер Ложи) предложил вниманию собравшихся список достойных кандидатов, и  братья  большинством голосов при открытом голосовании избрали мистера Энтони Сэйера,  джентльмена, Великим Мастером Каменщиков (капитана  Джозефа  Эллиота  и  мистера Джекоба Ламбаля, столяра, — Великими Стражами),  которые вслед за этим были облачены в  знаки  отличия и облекающей их власти вышеупомянутым старейшим Мастером, должным образом инсталлированы, и братья Ассамблеи воздали им соответствующие случаю почести. Великий Мастер Сэйер отдал мастерам  и  офицерам  лож  распоряжение  ежеквартально участвовать в  совместных  собраниях с Великими Офицерами,  место каковых собраний станет им известно из его посланий, своевременно доставленных им Привратником”.

      Действительно, неоднократно  находил подтверждение тот факт, что именно в 1717 г.  утвердилась вся система спекулятивного  масонства и  что  она была “разработана,  распространена и подарена миру докторами Дезагюлье и Андерсоном и другими,  кто позже и основал Великую Ложу Англии”.  Тем не менее, против этой точки зрения выступал Бр.:  Чалмерс Пэтон, который опубликовал памфлет под названием “Происхождение Франкмасонства: Опровержение Теории 1717 года”. “Стоит отметить, — пишет он, — что теория 1717 г. приписывает людям  высочайших  нравственных качеств основание системы, основанной на чистом самозванстве.  Поскольку как бы эта  система ни рассматривалась ее собственными приверженцами, — а достаточно более или менее подробно рассмотреть ее  природу,  чтобы  понять, что весьма мала вероятность именно такого ее происхождения — все равно, если она была “разработана и подарена  миру”  Дезагюлье  и прочими в 1717 г., то она действительно являлась не чем иным, как системой самозванной.  Она была предложена  миру  в  совокупности своих  претензий  на  всемирное значение и древнее происхождение, необоснованность которых была весьма хорошо известна  ее  “разработчикам”; в  то время как по теории 1717 г.,  она впервые появилась только в их умах.  Как это понимать? Неужели возможно приписывать такого  рода  деяния достопочтенным господам,  даже не дав себе труда подумать о возможных мотивах этих деяний?  ...  Теория 1717 г.  утверждает, что до этого года все масоны Англии, Шотландии и прочих стран были всего лишь оперативными цеховыми  организациями, или  гильдиями,  подобными  всем прочим профессиональным объединениям ремесленников.  Обычно забывают,  что само искусство Каменщиков, в своих высших эшелонах, требовало от члена сообщества знаний,  определенно недоступных простому мастеровому. Простой строитель или  камнетес не мог подняться выше уровня оперативного масона; те же,  кто составлял проекты зданий и  руководил  строительством, всегда были людьми более высокой культуры и более развитого разума.  Именно к этим временам следовало бы  нам  отнести происхождение франкмасонства;  и по всей вероятности не только не “малодостоверным”, а даже в высшей степени достоверным  представляется тот факт, что Королевское Искусство существовало и в древнейшие времена, отличное от прочих ремесел и имеющее по сравнению с ними некоторые организационные особенности”.   “По правде сказать, — указывает миссис Вебстер в своей книге “Тайные Общества и Скрытые Движения”, — нам нужно просто лучше изучить масонские ритуалы, которые вполне доступны всем и каждому, чтобы придти к выводу о том, что никаких подтверждений этому “самозванству” не существует, и что эти двое достойных священников ни в коем случае не выдумали всю эту систему  сами.  Несомненно, к этому их привело существование еще до них некоего движения того же толка. И поскольку дневник Элиаса Эшмола прямо свидетельствует о том, что церемония масонского посвящения существовала еще в предыдущем веке, разумным было бы заключить, что доктора Дезагюлье  и  Андерсон только исправили и дополнили,  а отнюдь не придумали сами опубликованные ими ритуалы и конституции. В настоящее время, хотя масонские ритуалы и изложены вполне современным, а не архаичным языком, идеи, красной нитью проходящие сквозь них, несут  на  себе отпечаток весьма и весьма древнего происхождения. Центральная идея масонства, состоящая в признании великой утраты, постигшей человечество,  и надежде на ее восполнение в конце концов,  — в конечном счете,  есть не что иное, как идея, пришедшая из тайных учений Древности”.

      По мнению Бр.:  Пайка,  отличному от традиционного понимания Божества, немногие просвещеннейшие