Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

сказал затем Досточтимый Мастер?

      О.: “Поздравляю тебя с теми достойными одобрения  чувствами, повинуясь коим ты действовал,  а равно и со способностью не чувствовать удовлетворения ими. Поверь мне: это испытание было устроено не для того, чтобы нам соревноваться с тобой в милосердии — такие устремления далеки от  наших принципов -  а по трем особым причинам.”

      В.: Какова первая из этих причин?

      О.: Проверить мои нравственные принципы.

      В.: Вторая причина?

      О.: Убедить братьев в том,  что при мне не было ни денег, ни  какого-либо иного металла; ибо если он был бы, церемонию следовало бы повторить сначала.

      В.: Третья причина?

      О.: Предупредить  мое  сердце о том,  чтобы если в будущем я  когда-либо встречу брата в отчаянном положении,  который  воззовет ко мне о помощи,  я вспомнил тот миг, когда был  посвящен в масоны, во тьме и в нищете, и с радостью воспользовался возможностью  применить на практике добродетель, коию меня наставляли боготворить.

      В.: Что затем было тебе предложено?

      О.: Рабочие инструменты Ученика Вольного Каменщика,  к которым относятся 24-дюймовый шаблон,  простой молоток и резец.

      В.: Каково их использование?

      О.: 24-дюймовый  шаблон  служит  для измерения нашей работы;  простой молоток — для отбивания лишних выступов  и  наростов на камне; а резец — для дальнейшего выравнивания  и обработки камня ради его преобразования до такого состояния, когда  к  работе над ним приступит более опытный  каменщик.

      В.: Но коль скоро мы не оперативные масоны, а Вольные и Принятые, то есть  спекулятивные,  каково  применение  этих инструментов к нашей нравственной работе?

      О.: В этом смысле, 24-дюймовый шаблон соответствует 24 часам  суток, частью  проведенным в служении Господу Всемогущему, частью — в труде и отдыхе,  частью — в  служении брату и  другу,  если  это  не в ущерб нам лично и нашим близким. Простой молоток соответствует  власти  совести, которая должна  удерживать вовне все недостойные и суетные помыслы,  которые могут появиться у нас в какой-либо из перечисленных  выше периодов времени,  чтобы все наши  помыслы были чисты и незапятнаны перед Престолом  Благодати. Резец  же  указывает нам на преимущества образования, только лишь благодаря коиему мы превращаемся в  людей, соответствующих  природе нашего исправного и совершенного сообщества.

      В.: Как затем Досточтимый Мастер обратился к тебе?

      О.: “Поскольку в конце собрания ты  будешь  призван  внести  необходимую плату за посвящение,  будет правильно,  если  ты узнаешь сейчас,  какой властью мы действуем. Вот Хартия о  нашем признании Великой Ложей Англии,  которую ты  волен изучить сейчас или в любую минуту,  когда  пожелаешь, в  будущем.  Вот  Книга  Конституций  и свод нашего внутреннего распорядка.  Все это я настоятельно  советую тебе хорошо изучить, поскольку из одной книги ты почерпнешь сведения о своих обязанностях по  отношению  к  Искусству в целом, а из других -  по отношению к своей ложе.”

      В.: Какое разрешение ты затем получил?

      О.: Удалиться, чтобы привести себя в порядок. Также мне было сообщено, что  по  моем  возвращении в ложу внимание мое  будет обращено на Поучение, посвещенное достоинствам нашего Сообщества и правам и обязанностям его членов.

ГЛАВА 4

РИТУАЛ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ

      А втор “Введения”   к   “Книге   Мастера   Каменщика”   брата Дж.С.М.Уорда, достопочтенный сэр Джон А.  Кокберн, доктор медицины, член Королевского Колледжа Терапевтов,  восторженно заявляет, давая общую характеристику франкмасонства  как  общества:  “Среди множества благодеяний, оказанных франкмасонством человечеству, ни одно столь не велико,  как то,  что вырвало у смерти ее  ядовитое жало и  лишило могильный холод ореола вечного торжества над человеком”. Лишним  было  бы  снова  приводить здесь христианскую точку зрения, которая приписывает эту заслугу несколько иному  источнику.) И это окончательное поражение Смерти представляется, и очень живо и драматично,  в третьем,  или “наивысшем” градусе,  степени Мастера Каменщика.  “Там  восстанавливается и разыгрывается снова трагедия, взятая из истории масонства, которая не может не произвести глубокого и надолго остающегося таковым впечатления на каждого, кто становится ей свидетелем”.  “Легенда третьего градуса, — пишет Бр.:  Макей, — это важная веха масонского  символизма, аутентичность которой  изумительно  сохранилась сквозь века.  Нет такого масонского устава — в какой стране и на каком языке ни велись бы  работы