Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

мастера Хирама Абиффа, который, по легенде,  был убит незадолго до завершения строительства Храма Царя Соломона,  каковое строительство он возглавлял  в  должности главного Мастера Архитектора.  Только сам  Царь  Соломон,  Хирам, Царь Тирский,  и  мастер  Хирам  Абифф  имели  доступ к таинствам третьего градуса.  Мастер же принял смерть от рук трех заговорщиков, поскольку не захотел выдать им тайны,  доверенные ему.  Досточтимый Мастер рассказывает кандидату традиционную историю безвременной кончины Хирама, а во время этого чтения на кандидата нападают собратья по ложе,  вооруженные теми же  орудиями,  которыми было совершено убийство, а именно, отвесом, уровнем и молотом; по нанесении третьего удара кандидат символически “погибает”.  Заговорщиков изображают Досточтимый Мастер и два Стража.  Повествование же сводится к следующему. Пятнадцать подмастерьев из тех избранных, которые были поставлены надзирателями над работой прочих, осознав, что работы уже практически завершены,  а они  так  и  не получили доступа к таинствам степени Мастера,  составили заговор, имеющий целью добиться получения этого доступа любой ценой,  даже если при этом придется прибегнуть к насилию.  Непосредственно перед тем,  как план их должен был быть приведен в исполнение, двенадцать из них вышли из заговора,  однако оставшиеся трое,  более целеустремленные и бессовестные,  чем прочие, решили довести дело до конца и расположились у восточного,  северного и южного входов во Храм,  куда направился мастер Хирам, для того, чтобы совершить моление Всевышнему,  по своему обыкновению,  в полночь. Когда его моление было завершено, он решил выйти из Храма через южный вход. Там его ожидал первый из заговорщиков, который, вооруженный тяжелым отвесом,  потребовал,  чтобы  Мастер  выдал ему тайны степени Мастера, предупредив его при этом,  что если  он  откажется,  его постигнет смерть.  Однако Хирам, верный своему обещанию, ответил, что эти тайны известны только троим и что он не может и не  хочет делиться ими  ни  с кем и никогда без совета и согласия остальных двоих; он добавил при этом,  что усердие и терпение может открыть подмастерью дорогу к этим таинствам,  однако сам он скорее примет смерть, нежели предаст священное доверие,  оказанное  ему.  Тогда

 заговорщик ударил его тяжелым отвесом,  надеясь попасть в голову, однако он промахнулся,  и отвес лишь скользнул  по  левому  виску Мастера, но  будучи нанесен с огромной силой,  удар все же заставил его упасть на левое колено.  Поднявшись, Хирам, с трудом передвигаясь, все же попытался покинуть Храм через  северный  вход,  где его ожидал второй из заговорщиков, который обратился к нему с тем же требованием и получил тот же ответ,  данный с такой  же  твердостью и непреклонностью,  как и в первый раз. Тогда второй заговорщик с ужасной силой ударил его тяжелым уровнем, которым он был вооружен,  в правый висок, что заставило Мастера упасть на правое колено.  Из последних сил,  видя,  что эти два выхода  перекрыты, Мастер попытался выйти из Храма через восточный вход,  где ожидал его третий заговорщик. Получив все тот же ответ на все то же требование, поскольку даже в такую минуту твердость духа не покинула Великого Мастера,  злодей нанес ему удар по темени тяжелым  молотом,  каковой  удар  поверг безжизненное тело Хирама к его ногам.

      Далее кандидат укладывается на пол зала  заседаний  Ложи  со скрещенными ногами.  Символически, он мертв. До сих пор в некоторых областях Англии сохранился обычай укладывать  его  в  вырытую могилу или в гроб, но в большинстве лож для этих целей употребляется полотнище.

      “Наступает, — как пишут масонские авторы, — священный миг, когда кандидат на посвящение в  третий  масонский  градус  должен сойти в  могилу,  чтобы стать олицетворением Мастера Хирама Абиффа”.  Однако за  мистической смертью следует мистическое воскресение; и “хотя смерть изображается более реалистично,  нежели воскресение... идея этого воскресения все  равно  присутствует  в  возвышении кандидата в степень Мастера Каменщика и его воссоединении с собратьями по прошлым работам”.

      Предпринимаются три попытки поднять его из “гроба”. Братья Первый и Второй Стражи пробуют поднять его при помощи ритуальных пожатий первого и второго градусов,  но эти попытки оказываются безуспешными. Вслед за этим Досточтимый Мастер обращается к ним со следующими словами:  “Братья Стражи, поскольку ваши попытки окончились неудачей, существует еще и третий способ поднять нашего погибшего брата при  помощи  более  крепкого пожатия и