Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

Чтобы они прониклись почтением и к миссии, которую эти инициационные общества возвели в абсолют в лице некоей личности Высшей Души,  которая уже прошла этим путем и  со  славой  возвратилась. Не имеет совершенно никакого значения, была ли эта личность историческим персонажем, правдоподобность которого можно подтвердить реальными фактами,  или же к ней можно относиться только как к легендарной или мифической;  ведь задача ритуала состоит  не  в сообщении исторического факта, а в обучении духовному принципу. В Египте этим прототипом был Осирис... В Греции этим прототипом был Бахус... Бальдур — в Скандинавии и Митра — в греко-римской Европе были такими же прототипами. В масонстве таким прототипом является Хирам Абифф”.

      Масонский ритуал смерти и воскресения,  несомненно, несет на себе отпечаток  сходства  с культами восточных мистерий,  которые начали проникать в греко-римский мир во втором веке нашей эры. Как указывает доктор С.Энгус,  эти “высокоэмоциональные, таинственные восточные религии  Спасения...  вторглись  на  Запад,  окруженные сверкающим ореолом своего  заслуженного  прошлого,  эзотерических учений, четко установленных догм и хорошо организованным институтом священства...  Народы были пленены живописными помпезными обрядами, вызывающими экстаз на уровне чувств; глаз и ухо они радовали не менее сердца.  Это были сакральные культы,  возглавляемые профессиональным священством,  которые объясняли  людям  значение символических  действий  и  претендовали на древнее происхождение своей традиции”. Эти мистерии не всегда были безнравственны по своей сути.  Каково бы ни было их происхождение, некоторые из них, без всякого сомнения,  с развитием человеческого нравственного чувства,  приобрели глубокий нравственный символизм.  Они учили бессмертию души, преходящему  характеру  земной жизни и высокой степени этической ответственности человека.

      Ранние апологеты  христианства клеймили эти культы как сатанистские пародии на христианскую религию.  Однако такой подход  к ним  кажется нам достаточно несправедливым,  поскольку они совершенно не принимали в расчет  действительно  содержавшиеся  в  них элементы истины.  “И церковь, и мистерии... обладали общим объектом воздействия,  поскольку и та,  и другие стремились к очищению жизни с помощью религиозных истин”.  “Культы мистерий привлекали к себе, — пишет доктор Б.Дж.Кидд, — потому что они предоставляли возможность познания истинной природы религии, поскольку религия — это не только этическая система, не только вероучение,  но  и  единение с Богом в этой жизни и -  как следствие — надежда на более полноценную и благословенную  жизнь в союзе  с  Ним после смерти.  Именно это и предлагали мистерии”.  Христианство и мистерии следует сравнивать как различные виды религиозного культа, один из них -  совершенный,  другой — несовершенный,  но оба преследуют одну и ту же цель.  То, что язычники надеялись найти в своих ритуалах мистерий, христианство действительно обрело в лице Церкви и ее таинствах.  То же самое соответствие можно обнаружить между Церковью и Франкмасонством.  Франкмасонство,  скорее всего, следует рассматривать как человеческое стремление к тому, что сам Господь установил и учредил в лице  христианской  Церкви.  Верно, что “у  христианства  были свои языческие соперники и эпигоны,  и для тех, кто не познал Христа, может казаться приемлемым принятие их в качестве законных провозвестников Божественной идеи,  служения Ему и нравственного учения,  в необходимости которых  они  не сомневаются. Христианство, действительно, приняло и освятило многие из подобных традиций... Но для христиан, выключить имя Христа из традиционно  соответствующих  ему  форм служения и вернуться к поискам духовного света среди языческих форм, — это совсем иное и весьма опасное дело;  это бесчестит,  в их понимании, саму идею Воплощения, а также Господне наивысшее и окончательное  раскрытие истины, поскольку совершается это помимо Христа и не принимая Его

 во внимание”. 

ГЛАВА 5

ПОГРЕБЕНИЕ И МЕСТЬ

      П огребение Хирама Абиффа кратко описывается в ритуале возвышения в Третий градус.  Досточтимый Мастер сообщает новопосвященному, что тот не был похоронен в Святая Святых,  поскольку доступ туда был закрыт для всего нечистого и неосвященного, но настолько близко к Святая Святых, насколько позволяли законы Израиля, в могиле, расположенной от центра в трех шагах к Востоку,  трех — к Западу, трех — между Севером и Югом,  и пяти или более — строго по перпендикуляру. В похоронах участвовали пятнадцать