Губерт С. Бокс

Природа Франкмасонства

Мастера,  “в ходе ужаснейшей из церемоний открывается чистейшая  из  истин.  Никто, кроме тех,  кому  довелось  побывать  в святая святых и пройти по погребальному пути, не может составить себе даже приблизительного представления о том, какие тайны раскрываются в этом градусе. Его священные обряды внушают священный же ужас,  преподавая  одновременно с этим урок религиозной истины.

      ...Это был последний и наивысший из трех градусов, существовавших во времена строительства Первого Храма, и поэтому он носит название “венца древнего Оперативного Масонства”.  Исходя из  божественной природы истин, преподаваемых им и из священного характера его обрядов,  он также получил имя “божественного градуса”.”

      По мнению Бр.: Альберта Пайка , “голубые градусы (т.е. Ученика, Подмастерья и Мастера) —  это всего лишь внешняя часть портика Храма.  Часть символов сообщается посвящаемым в них, но последние постоянно же и целенаправленно  сбиваются  с  истинного пути с помощью ложных истолкований этих символов.  От кандидатов не ждут их понимания;  от них  ждут только того,  что они вообразят,  будто понимают их.  Истинное же истолкование этих символов открывается  только  Адептам,  Князьям Масонства. Практически все основное содержание Великого и Священного Учения многие века назад было так тщательно скрыто в  высших градусах, что  и до сих пор практически невозможно разрешить многие загадки,  которые оно хранит.  Всему тому великому  множеству людей,  именующих себя масонами, гораздо удобнее думать, что все, что только содержит в себе масонское учение,  изложено в символических градусах;  и  всякий пытающийся их разубедить лишь впустую потратит свое время,  без всякого морального вознаграждения нарушив при этом свои обязательства Адепта. Масонство — это поистине Сфинкс, до самого подбородка погребенный под нанесенными Временем песками.” “Масонство,  — пишет он далее, — это связная цепь аллегорий,  служащих  просто способами передачи великих по своему значению нравственных и религиозных уроков.  Ты лучше  поймешь  и лучше оценишь его дух, его цели и задачи по мере того, как будешь продвигаться по градусам... Если ты был разочарован первыми тремя градусами, когда был посвящен в них, и если тебе показалось, что действительность не соответствует твоим ожиданиям, что нравственные уроки не новы, что научное их обоснование вопиюще недостаточно, что символы поясняются неверно, — всегда помни, что обряды и уроки  этих  градусов  с  течением веков испытывали все большее и большее влияние обыденности, завися зачастую от ограниченных возможностей  памяти  и личных черт Мастера или Учителя,  а также от нужд и ожиданий Ученика или Инициируемого;  помни также и то, что они дошли  до  нас из времен Символов не для того,  чтобы раскрывать, а наоборот,  для того,  чтобы скрывать;  а в то время самое примитивное Знание  было уделом немногих избранных,  а простейшие нравственные принципы воспринимались как  новообретенные  истины; что в наше время эти три первых и простейших градуса подобны разрушенной колоннаде друидического Храма в своем грубом и  поруганном величии;  во  многом они так же разрушены временем и искажены нововведениями и абсурдными истолкованиями.  Они  — это  только лишь вход в великий масонский Храм,  три колонны его портика.  Ты сделал первый шаг через порог,  первый шаг к внутреннему святилищу, к  сердцу Храма.  Ты вступил на тропу,  ведущую к склону горы Истины; и только от твоих способности хранить тайну,  верности  и покорности зависит,  останешься ли ты на месте,  или продвинешься вперед и вверх”.

      Первым из  “философских”  градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава является степень “Рыцаря Востока и Запада”. Бр.: Пайк указывает на то, что это именно та степень, в учении которой полностью раскрываются все тайны и мистерии “внутреннего святилища Храма”. “Не отчаивайся, — пишет он, — поскольку уже несколько раз ты полагал,  что стоишь на пороге Предвечного Света, и бывал разочарован,  осознав,  что это снова не так.  Во все времена Истина скрывалась под покровом символов и часто — за  связанными между собой аллегориями;  таким образом, нужно снимать с нее покров за покровом, до тех пор пока не падет последний из них, и Истина не откроется твоему взору”. Сам же масон, по его мнению,  “не только моралист и философ, но и воин, последователь рыцарей  Средних Веков,  которые,  имея на себе знак Креста, несли и меч,  будучи истинными воинами Чести,  Верности и Долга”. Степень “Рыцаря Командора Храма”,  первая из чисто рыцарских степеней