Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

это проникаться также опять более внутренне

теми частями эфирного и астрального тела, которые в Солнечные времена-эпохи

Лунного развития должны были извлечь себя из него. Человек, который в

течение отделения Солнца и Луны возникает как некое двойное существо,

становится опять едино-целостным творением. Физическое становится более

Душевным; зато также Душевное становится более соединенным с физическим. -

На это едино-целостное человеческое существо могут отныне Духи Солнца, в чью

непосредственную область оно теперь пришло, совсем иначе воздействовать, чем

ранее извне с Луны. Человек есть теперь в более Душевно-Духовном окружении.

Через это 'Духи Мудрости' могут прийти, к некому полному значимости,

воздействию. Они впечатывают ему мудрость. Они одушевляют его мудростью. Он

становится через это, в известном смысле, некой самостоятельной Душой. И к

влиянию этих существ вступает затем еще вдобавок влияние 'Духов Движения'.

Они действуют преимущественно на астральное тело так, что таковое

разрабатывает в себе, под влиянием упомянутых существ, Душевную живую

подвижность и исполненное мудрости жизненное тело. Исполненное мудрости

эфирное тело есть первый задаток к тому, что в неком раннем разделе у

современного человека было описано как рассудочная Душа, в то время как

побуждаемое 'Духами Движения' астральное тело, есть зародышный задаток

чувственной Души. И потому что это все в человеческом существе задействуется

при его повышенном состоянии самостоятельности, то являются эти зародышные

задатки рассудочной и чувственной Души как выражение 'Само-Духа'. Напротив

этому не должно предаваться заблуждению, что в этом периоде развития

'Само-Дух' есть еще нечто особенное наряду с рассудочной и чувственной

Душой. Последние есть только выражение 'Само-Духа', и таковой означает их

более высокую едино-целостность и гармонию.

Особого значения есть, что 'Духи Мудрости' в эту эпоху вторгаются

изложенным образом. Они делают это не только единственно в отношении

человеческих существ, но также для других царств, которые образовались на

Луне. При опять-объединении Солнца и Луны становятся эти низшие царства

втянутыми в область Солнца. Все, что было у них физического, становиться

более эфирным. Итак, отныне находятся минералы-растения и растения-животные

на Солнце, как находится на нем человеческое существо. Все-же остаются эти

другие существа оснащенными своими закономерностями. Они чувствуют себя

через это как чужаки в их окружении. Они выступают с некой природой, которая

только немного согласуется с природой их окружения. Так как они, однако,

являются эфирнообразными, может также и на них распространиться воздействие

'Духов Мудрости'. Проникается именно теперь силами 'Духов Мудрости' все то,

что пришло с Луны сюда на Солнце. Поэтому может то, что в пределах этого

времени развития становится из Солнечно-Лунного образования, быть названо

'Космос Мудрости'. - Когда затем после некой паузы покоя появляется наша

Земная система, как потомок этого 'Космоса Мудрости', то показывают себя

все, вновь оживщие на Земле, воспрянувшие из своих Лунных зародышей существа

так, что они исполнены мудрости. Здесь становится видимым основание, почему

Земной человек, когда он наблюдающе рассматривает вещи вокруг себя, может

исследовать мудрость в природе своего существа. Можно восхищаться мудростью

в каждом листе растения, в каждой кости животного и человека, в чудесном

построении мозга и сердца. Если человеку необходима мудрость, чтобы понять

вещи, итак извлекает мудрость из них, то показывает это, что мудрость

располагается в вещах. Ибо сколько бы еще очень ни старался человек, через

исполненные мудрости представления понять вещи: он не мог бы извлечь из них

никакой мудрости, если бы она сначала не была бы в них вложена. Кто через

мудрость хочет охватить вещи, о которых он полагает, что они сначала не

принимали мудрость, тот может также полагать, что он может зачерпнуть воду

из стакана, в который сначала таковая не была налита. Земля есть, как это

будет позднее показано в этом писании, опять-восставшая 'древняя Луна'. И

она появляется, как некое исполненное мудрости образование, потому что в

изложенной эпохе она была насквозь проникнута 'Духами Мудрости' с их силами.

Это явится вполне понятным, что в этом изложении Лунных