Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

образует правильные заключения-следствия о

ранних состояниях Земной Планеты, так приходит такой человек, именно, только

вплоть до того пункта развития, в который предшествующее Духовное уже

уплотнилось отчасти в вещественное. Это предшествующее Духовное видит некий

такой образ рассмотрения равно также мало как Духовное, которое невидимо

также в настоящее время царит за вещественным.

Возможно только в последних главах этого писания говорить о путях, на

которых человек усваивает себе способность, в Духовном восприятии взглянуть

назад на прежние состояния Земли, о которых здесь речь. Здесь должно быть

только пока намечено, что для Духовного исследования факты также

пра-удаленного прошлого не исчезают. Если существо достигает телесного

бытия, так с его телесной смертью преходит вещественное. Не равным образом

'исчезают' Духовные силы, которые изгнали из себя телесное. Они оставляют

свои следы, свои точные отображения в Духовном осново-положении Мира. И кто

может насквозь через видимый мир возвысить восприятие до невидимого, тот

достигает наконец до того, чтобы иметь перед собой нечто, что могло бы быть

сравнимо с величественной Духовной панорамой, в которой записываются все

прошедшие процессы Мира. Можно эти непреходящие следы всего Духовного

назвать 'Акаша-Хроника (Akasha-Chronik)', тем самым, как Акаша-существо,

описывают Духовно-остающееся Мирового свершения в противоположность к

преходящим формам свершения. Теперь должно также здесь опять быть сказано,

что исследования в сверх-чувственных областях бытия только с помощью

Духовного восприятия, итак в здесь рассматриваемой области, могут быть

установлены только через чтение указанной 'Акаша-Хроники'. Все-же действенно

также здесь то, что для аналогичного было сказано уже на более раннем месте

этого писания. Cверх-чувственные факты могут быть исследованы только через

сверх-чувственное восприятие; являются они, однако, исследованными и

сообщенными наукой сверх-чувственного, так могут они быть рассмотрены через

обыкновенное мышление, если таковое желает только действительно быть

непредвзятым. Будут в последующем, в смысле сверх-чувственного познания,

сообщены состояния развития Земли. Будут прослежены превращения нашей

Планеты вплоть до жизненного состояния, в котором таковая есть в настоящее

время. Если теперь некто рассмотрит то, что он имеет перед собой в настоящее

время в голом чувственном восприятии, и затем воспримет в себя то, что

говорит сверх-чувственное познание о том, как развилось это настоящее

(Gegenwдrtige) начиная со пра-удаленного прошлого, так сможет он, при

истинно непредвзятом мышлении, сказать себе: Во-первых есть это полностью

логично, что это познание сообщает; во-вторых я могу увидеть, что вещи стали

такими, как они мне, именно, встречаются, если я принимаю то, что было бы

верным, что сообщается через сверх-чувственное исследование. Под 'логичным',

естественно, в этой совместной связи, не подразумевается что в пределах

какого-нибудь изложения сверх-чувственного исследования не могли бы

содержаться ошибки в логическом отношении. Также здесь должно говориться о

'логичном' только так, как об этом говорится в обычной жизни физического

мира. Как здесь логическое изложение является действенным как требование, и

несмотря на это, отдельный излагатель некой факто-области может подпасть

логическим заблуждениям, так есть это также в сверх-чувственном

исследовании. Может даже произойти, что некий исследователь, который

способен воспринимать в сверх-чувственных областях, предается заблуждениям в

логическом изложении и что такового, затем, может поправить тот, кто вообще

не воспринимает сверх-чувственно, вполне, однако, имеет способность

здорового мышления. Однако в сущности, ничто не может быть возражено против,

применяемой в сверх-чувственном исследовании, логики. И вообще не должно

подчеркивать, что против самих фактов ничто не может преподноситься из

только лишь логических оснований. Так, как в некоторой области физического

мира никогда не могут логически доказать, существует ли рыба-кит или нет, но

только через глазо-видение (Augenschein), так могут также сверх-чувственные

факты только быть распознанными через Духовное восприятие. - Но не может

достаточно быть подчеркнутым, что для наблюдателя сверх-чувственной