Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

(Geisterland)'; все-же

могут эти образы быть такими, которые представляются сверх-чувственному

сознанию как истинная действительность, когда оно следует за

соответствующими, чувственному глазу невидимыми событиями. Что здесь должно

быть изложено, может быть сделано наглядным через сравнения с чувственным

миром. Ибо несмотря на то, что это есть полностью Духовной природы, имеет

это аналогичность в известном отношении с чувственным миром. Как, например,

некий цвет возникает в чувственном мире, когда этот или тот предмет

воздействует на глаз, так предстает перед Я в 'Духо-стране' некое

переживание, как через некий цвет, когда на него самого воздействует

существо. Только преподносится это переживание так, как в пределах жизни

между рождением и смертью только восприятие Я во Внутреннем может быть

задействовано. Это не так, как если свет попадал в человека извне внутрь, но

так, как если некое другое существо непосредственно воздействовало на Я и

это послужило поводом, чтобы это воздействие представить в цвето-образе

(Farbenbilde). Так находят все существа Духовного окружения Я в

цвето-излучающем Мире свое выражение. Так как здесь они имеют другой род

возникновения, есть, само-разумеется, эти цвето-переживания Духовного мира

также несколько другого характера, чем таковые при чувственных цветах. Также

для других впечатлений, которые принимает человек из чувственного мира,

должно быть сказано аналогичное. Наиболее аналогичными впечатлениям этого

чувственного мира есть теперь, однако, звучания Духовного мира. И чем больше

вживается человек в этот Мир, тем более будет он для него некой в себе

подвижной жизнью, которая позволяет сравнить себя со звучаниями и их

гармонией в чувственной действительности. Только чувствует человек звучания

не как нечто, что приходит извне к некому органу, но как некую власть,

которая проистекает в Мир через его Я. Он чувствует звучание так, как в

чувственном мире свою собственное говорение или пение; только знает он в

Духовном мире, что эти звучания, которые проистекают из него, есть

одновременно манифестации (Kundgebungen) других существ, которые через него

изливают себя в Мир. Еще более высокая манифестация находит место в

'Духо-стране', когда звучание становится 'Духовным словом'. Тогда протекает

через Я не только подвижная жизнь некого другого Духовного существа, но

такое существо само разделяет с Я свое Внутреннее. И без раздельности,

которую должно иметь каждое совместное бытие в чувственном мире, живут

тогда, когда Я протекается насквозь 'Духовным словом', два существа одно в

другом. И в таком роде это действительно есть совместное бытие Я с другим

Духовным существом после смерти.

Перед сверх-чувственным сознанием выступают три области Духо-страны,

которые позволяют сравнить себя с тремя частями физического чувственного

мира. Первая область есть в известной мере 'твердая земля (feste Land)'

Духовного мира, вторая есть 'морская и речная область (Meeres- und

FluЯgebiet)' и третья есть 'воздушный круговорот (Luftkreis)'. - Что на

Земле принимает физические формы, так что это может быть воспринято через

физические органы, это будет по своему Духовному существу, восприниматься в

первой области 'Духо-страны'. От кристалла, например, здесь может быть

воспринята сила, которая образует его форму. Только ведет себя то, что

проявляется здесь, как противоположность того, что встречается в чувственном

мире. Пространство, которое в последнем Мире наполнено Духовной массой,

появляется для Духовного взора как некий род полого пространства (Hohlraum);

однако вокруг этого полого пространства будет видна сила, которая образует

форму камня. Некий цвет, который имеет камень в чувственном мире, является в

Духовном, как переживание противо-цвета; итак, окрашенный красным камень

выглядит со стороны страны Духа как зеленоватый, зеленый переживается как

красноватый и так далее. Также другие качества появляются в своей

противоположности. Как камни, земляные массы и им подобное образуют твердую

землю - континентальную область - чувственного мира, так же составляют

совместно представленные образования 'твердую землю' Духовного. - Все, что в

пределах чувственного мира есть жизнь, это является морской областью в

Духовном. Чувственному