Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

в высшем смысле

представляют не благотворные, но разрушающие силы в жизни. Через такие силы

завязывает Я с чувственным миром более прочную связь, чем это необходимо,

чтобы из этого же самого чувственного мира принять в себя все то, что ему

полезно. Этот чувственный мир есть некое проявление скрытого за ним

Духовного. Я не могло бы никогда наслаждаться Духом в форме, в которой он

может проявить себя только через телесные чувства, если оно эти чувства не

желало бы использовать для наслаждения Духовным в чувственном. Все-же, Я

лишает себя также так многого из истинного Духовного действительного в мире,

если оно вожделеет чувственного мира, без того, чтобы Дух при этом говорил.

Если чувственное наслаждение, как выражение Духа, означает возвышение,

развитие Я, так то, что не есть такое выражение, означает обнищание,

опустошение такового. Будет некое подобное вожделение в чувственном мире

удовлетворено, то остается его опустошающее действие для Я, поэтому, все-же,

в наличии. Только будет это разрушающее действие до смерти для Я невидимым.

Поэтому может в жизни наслаждение от такого вожделения производить новые

подобные желания. И человек будет вообще не воспринимать, что он сам себя

облачает в 'пожиращий огонь'. После смерти только становится видимым, что

его также уже в жизни окружает; и через становление видимым является это

одновременно в своем целебном, благотворном последствии. Кто любит некого

человека, тот будет привлекаться не единственно к тому в нем, что может быть

воспринимаемо через физические органы. Только об этом, однако, позволено

быть сказано, что со смертью такое восприятие будет отнято. Как раз то,

однако, становится тогда видимым у любимого человека, для восприятия чего

физические органы были только средством. Да, единственное, что препятствует

такой полной видимости, есть тогда наличие того вожделения, которое может

быть удовлетворено только через физические органы. Не было бы это

вожделение, однако, уничтожено, то не могло бы вообще наступить сознательное

восприятие любимого человека после смерти. Рассматривая так, превращается

представление пугающего и безутешного, которое могли бы после смерти иметь

события для человека, как должно излагать их сверх-чувственное познание, в

таковое глубоко удовлетворительного и утешительного.

Следующие переживания после смерти являются теперь в еще одном

отношении совершенно отличными от таковых во время жизни. Во время очищения

человек живет в известной мере в обратном направлении. Он проделывает еще

раз все то, что он испытал в жизни, начиная с рождения. С процессов, которые

непосредственно предшествовали смерти, начинает он и переживает все еще раз

вплоть до детства в обратной последовательности. И при этом предстает ему

перед его глазами все Духовное, что не проистекало из Духовной природы Я во

время жизни. Только переживает он также это все теперь обратным образом.

Человек, который, например, умер на шестидесятом году и который из-за

гневной вспышки на своем сороковом году доставил кому-нибудь телесную или

Душевную боль, переживет это событие еще раз, когда он при своем обратном

бытии-странствии после смерти достигнет места своих сороковых годов. Только

переживает он здесь не удовлетворение, которое ему досталось в жизни через

нападение на другого, но за это боль, которая через него этому другому была

доставлена. Из вышесказанного можно, однако, также одновременно увидеть, что

только то может быть воспринято как полное боли от такого процесса после

смерти, что проистекает из некого вожделения Я, которое происходит только из

внешнего физического мира. В истинности вредит Я не только другому через

удовлетворение такого вожделения, но себе самому; только остается ему это

собственное повреждение во время жизни невидимым. После смерти, однако,

становится этот полностью вредящий мир вожделений видимым для Я. И к каждому

существу и каждой вещи чувствует себя тогда Я привлеченным, при которых

такое вожделение вспыхнуло с тем, чтобы это вожделение в 'пожиращем огне'

именно так опять было уничтожено, как оно возникло. Только когда человек при

своем обратном странствии достигает временного пункта своего рождения,

проходят все подобные вожделения через очищающий огонь, и ничто не

препятствует ему отныне в полной одаче Духовному миру. Он вступает на новую

ступень