Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

Это именно принципиально

хотя правильно, что читатель в тайноведческом изложении находит описание

переживаний Души, через чье последование он может продвигаться к

сверх-чувственному Миро-содержанию. Единственно в практике должно, однако,

это изживать себя как некий род идеала. Читатель должен прежде всего,

соразмерно своему участию, принять некую значительную сумму

сверх-чувственных опытов, которые он сам еще не переживает. Это не может

быть по-другому и будет также с этой книгой так. Будет описано то, что

составитель подразумевает знать о существе человека, о его поведении в

рождении и смерти и в свободном от тела состоянии в Духовном мире; будет

издалека изложено развитие Земли и человечества. Так могло бы это

показаться, что как будто все-же была сделалана предпосылка, что некое

количество предполагаемых познаний были преподнесены как догмы, для которых

потребовались бы вера в авторитет. Это есть однако все-же не тот случай. Что

именно может быть известно о сверх-чувственном Миро-содержании, это живет в

излагающем как живое содержание Души; и вживаются в такое содержание Души,

то воспламеняет такое вживание в собственной Душе импульсы, которые ведут к

соответствующим сверх-чувственным фактам. В чтении Духовно-научных познаний

живут другим образом, чем в сообщениях о чувственных фактах. Читают

сообщения из чувственного мира, то читают именно о них. Читают, однако,

сообщения о сверх-чувственных фактах в правильном смысле, то вживаются в

течение Духовного бытия. В принятии результатов, принимают одновременно

собственный внутренний путь к этому. Это верно, что здесь подразумеваемое,

не будет сначала часто вообще замечено читателем. Человек представлет себе

вступление в Духовный мир слишком аналогичным чувственному переживанию, и

так обнаруживается, что то, что переживают при чтении об этом мире, является

слишком соразмерным мыслям. Однако в истинном, соразмерном мыслям принятии,

уже стоят внутри этого Мира и должно только еще сделать для себя ясным, что

он уже незаметно пережил то, что избегалось получить только как сообщение

мысли. - Получают тогда полную ясность о настоящей природе этого пережитого,

когда практически исполнят то, что описывается во второй (последней) части

этой книги как 'путь' к сверх-чувственным познаниям. Можно бы легко

поверить, что обратное было бы верным: этот путь должен был бы описываться

сначала. Это есть однако не тот случай. Кто, без того, чтобы направлять

Душевный взор на определенные факты сверх-чувственного мира, делает только

'упражнения', чтобы вступить в сверх-чувственный мир, для того остается этот

мир неопределенным, запутывающим себя хаосом. Учатся вживаться в этот мир в

известной мере наивно, тем что осведомляют себя об определенных фактах, и

затем дают себе отчет в том, как - оставив наивность - в полном сознании

сами достигают переживаний, сообщение о которых приобрели. Убеждаются, когда

проникают в тайноведческие изложения, что надежный путь к сверх-чувственному

познанию только таким, однако, и может быть. Будет также распознано, что все

мнения о том, что сверх-чувственные познания могли бы сначала как догмы, в

известной мере действовать через силу внушения, являются необоснованными.

Ибо содержание этих познаний приобретается в такой Душевной жизни, что у

него отнимается любая голая внушающая власть и дает ему только возможность,

говорить к другому на том же пути, на котором говорят к нему все истины,

которые направляют себя на его разумное суждение. Что другой человек сначала

не замечает, как он в Духовном мире живет, к этому лежит основание не в

неком неразумном внушенном принятии, но в утонченности и необычности

переживаемого в чтении. - Так становятся через первое принятие сообщений,

как они даются в первой части этой книги, сначала со-познавателем

(Mit-Erkenner) сверх-чувственного мира; через практическое исполнение,

указанных во второй части Душевных отправлений, становятся самостоятельным

познавателем в этом мире.

По Духу и истинному смыслу также никакой настоящий ученый не сможет

найти противоречие между своей, построенной на фактах чувственного мира

науке и тем образом, как исследуется сверх-чувственный Мир. Каждый ученый

обслуживает себя известными инструментами и методами. Инструменты он

изготавливет через