Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

частью остального минерального мира, когда наступает смерть.

Сверх-чувственное созерцание, однако, может наблюдать то, как

самостоятельный член человеческого существа, что препятствует физическим

веществам и силам во время жизни, идти своими собственными путями, которые

ведут к разложению физического тела. Будь этот самостоятельный член назван

'эфирное тело (Дtherleib)' или 'жизненное тело (Lebensleib)'. - Чтобы сразу,

с начала, недоразумения не должны вкрадываться, то должно напротив этому

обозначению второго члена человеческого существа приниматься во внимание

двоякое. Слово 'эфир (Дther)' употребляется здесь в другом смысле, чем это

происходит в современной физике. Таковое обозначает, например, носитель

света как эфир. Здесь должно, однако, слово стать ограниченным в том смысле,

который был дан выше. Оно должно применяться для того, что доступно высшему

созерцанию и что для чувственного наблюдения существует, чтобы познавать

только в его действиях, именно через то, что имеющимся в физическом теле

минеральным веществам и силам удается придать определенную форму или облик.

И также слово 'тело' не должно быть недопонятым. Должно для обозначения

высших вещей бытия, именно, все-же употреблять слова обычного языка. И

таковые выражают, ведь, для чувственного наблюдения, только чувственное. В

чувственном смысле, естественно, есть 'эфирное тело' вообще не телесное,

каким бы утонченным таковое также ни удавалось представить. (* Что с

названием 'эфирное тело', 'жизненное тело' не должно быть снова просто

обновлено воззрение на старую, естественно-научно преодоленную 'жизненную

силу', об этом составитель этой книги высказался в своей 'Теософии'.)

Тем, что в изложении сверх-чувственного доходят вплоть до упоминания

этого 'эфирного тела' или 'жизненного тела', то уже достигается пункт, при

котором такое изложениие должно встретить противоречие некоторых современных

воззрений. Развитие человеческого Духа привело к тому, что в наше время

разговор о таком члене человеческого существа должен рассматриваться как

нечто ненаучное. Материалистический образ представления достиг к тому, чтобы

в живом теле ничто иное видеть, как только некое совместное соединение

физических веществ и сил, как они обнаруживают себя также в так называемом

безжизненном теле, в минерале. Только бывает совместное соединение в живом

более сложным, чем в безжизненном. Не так давно имелись также в обычной

науке еще и другие воззрения. Кто проследит работы некоторых серьезных

ученых из первой половины девятнадцатого века, тому станет ясно, как здесь

также 'настоящие природо-исследователи' осознавали, что в живом теле имеется

еще нечто другое, чем в безжизненном минерале. Говорилось о некой 'жизненной

силе'. Хотя представлялась эта 'жизненная сила' не как то, что выше

описывалась как 'жизненное тело'; однако в основе затронутого представления

лежит все-же некое угадывание того, что существует нечто подобное этому.

Представляли себе эту 'жизненнаую силу' примерно так, как если бы она

добавлялась в живом теле к физическим веществам и силам аналогичным образом

тому, как магнитная сила к голому железу в магните. Затем пришло время, в

которое эта 'жизненная сила' была удалена из состава науки. Желали для всего

обходиться голыми физическими и химическими причинами. В настоящее время в

этом отношении у некоторых естественно-научных мыслителей наступает снова

возврат. С некоторой стороны признается, что принятие нечто аналогичного

'жизненной силе' не есть, все-же, полная бессмыслица. Все-же также тот

'ученый', который допускает себе это, со здесь изложенным созерцанием в

отношении 'жизненного тела', не желает делать общее дело. Как правило, это

не приведет ни к какой цели, если с точки зрения сверх-чувственного познания

пускаются в дискуссию с такими воззрениями. Это должно было быть много более

делом этого познания, признать, что материалистический образ представления

есть необходимое сопутствующее явление великого естественно-научного

прогресса нашего времени. Этот прогресс основывается на мощном утончении

средств чувственного наблюдения. И это закладывается однажды в существе

человека, что он в пределах развития соответствующих отдельных способностей,

приносит их, за счет других, к некой известной степени совершенства. Точное

чувственное наблюдение,