Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

которую Я делает проявленной в сознательной Душе, есть, ведь, та же

самая как такая, которая оповещает себя во всем остальном мире. Только

выступает она в теле и в низших членах Души не непосредственно, но проявляет

себя ступене-образно в своих действиях. Низшее проявление есть таковое через

физическое тело; затем она восходит ступене-образно вверх вплоть до того,

что наполняет рассудочную Душу. Можно бы сказать, что с восхождением на

каждую ступень падает один из покровов, который облачает скрытое. В то, что

наполняет сознательную Душу, вступает это скрытое как в наивнутреннеший храм

Души разоблаченной. Все-же показывает это себя здесь, именно, только как

капля из моря все проникащей Духовности. Но человек должен эту Духовность

охватить прежде всего здесь. Он должен узнать ее в себе самом; затем он

может найти ее также в ее проявлениях. (Ссылка ##1)

Что здесь, как капля проникает внутрь в сознательную Душу, это называет

Тайноведение 'Дух (Geist)'. Так является сознательная Душа связанной с

Духом, который есть скрытое в всем проявленном. Если человек теперь хочет

охватить Дух во всех проявлениях, то он должен это делать тем же самым

образом, как он охватывает Я в сознательной Душе. Он должен деятельность,

которая привела его к восприиятию этого Я, обратить на проявленный мир.

Через это, однако, развивает он себя к высшим ступеням своего существа. Он

приставляет новое телесным и Душевным членам. Следующим является то, что он

завоевывает также еще сам то, что лежит скрытым в низших членах его Души. И

это происходит через его, исходящую из Я, работу над своей Душой. Как

человек находится в этой работе, это будет наглядным, если человека, который

предается еще полностью низким вожделениям и так называемым чувственным

удовольствиям сравнить с благородным идеалистом. Последний возникнет из

первого, если он отвратит от себя определенные низкие наклонности и

обратится к высшим. Через это он подействовал из Я облагораживающе,

одухотворяюще на свою Душу. Я стало господином внутри Душевной жизни. Это

может идти так далеко, что в Душе никакое вожделение, никакое удовольствие

не захватит место, без того чтобы, Я не являлось той властью, которая

позволяет допуск. Таким образом, вся Душа тогда становится проявлением Я,

как прежде была только сознательная Душа. В основе, вся культурная жизнь и

все Духовное стремление человека состоит из работы, которая имеет целью

такое господство Я. Каждый, живущий в настоящее время человек захвачен этой

работой: желает он это или нет, обладет он сознанием этого факта или нет.

Через такую работу, однако, идут вверх к более высоким ступеням

человеческого существа. Человек развивает через нее новые члены своего

существа. Таковые лежат как скрытое позади для него проявленного. Человек

может, однако, не только через работу над своей Душой из Я, сделать себя

господином этой Души, так что она из проявленного скрытое выявит, но он

может эту работу также расширить. Он может пере-наброситься на астральное

тело. Через это овладевает Я этим астральным телом, тем, что оно объединяет

себя с этим скрытым существом. Такое, через Я завоеванное, им превращенное

астральное тело может быть названо Само-Дух (Geistselbst). (Это есть то же

самое, что следуя восточной мудрости, называют 'Манас (Manas)'.) В Само-Духе

дан более высокий член человеческого существа, такой, который в нем как бы

имеется в наличии зародышно и который в ходе его работы над самим собой

выходит все больше и больше. (См. замечание #2)

Как человек завоевывает свое астральное тело через то, что он проникает

к скрытым силам, которые стоят позади него, так же происходит это в ходе

развития с эфирным телом. Работа над этим эфирным телом есть, однако, более

интенсивна, чем таковая над астральным телом; ибо то, что скрывает себя в

первом, это облачено в два покрова, скрытое астрального тела, однако же,

облачено только в один покров. Можно образовать себе понятие различия в

работе над обоими телами, тем, что указывают на известные изменения, которые

могут выступать у человека в ходе его развития. Мыслят сначала, как

развиваются известные Душевные качества человека, когда Я работает над

Душой. Как могут измениться удовольствия и вожделения, радость и боль.

Человек должен здесь только поразмыслить о времени