Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

рассматривание процессов Сатурна, от каждого

наслаждения, от каждой радости; они отдают все это для того, чтобы это могли

иметь Духи Огня.

Этим свершениям (Geschehnissen) следует новый период Сатурнического

бытия. К световой игре приходит некое другое. Это может быть для многих

возникать как безумие (Wahnwitz), если будет говориться о том, что

представляется здесь сверх-чувственному познанию. Внутренне в Сатурне есть

это как взаимно-проникающие вкусо-ощущения. Сладкое, горькое, кислое и так

далее, будет наблюдаться в самых различных местах во Внутреннем Сатурна; и

извне, внутри в Небесном пространстве, все это будет восприниматься как

звучание, как некий род музыки. - Внутри, в пределах этих процессов, находят

опять известные существа возможность развертывать некую деятельность на

Сатурне. Они пусть называются 'Сыны Двойно-светности (Sцhne des

Zweilichtes)' или 'Сыны Жизни' (по христиански: 'Ангел', 'Angeloi',

'Engel'). Они вступают во взаимодействие с имеющимися во Внутреннем Сатурна,

приливающимися и отливающимися силами вкуса. Через это приходит их эфирное

или жизненное тело к такой деятельности, которую можно обозначить как некий

род обмена веществ. Они приносят жизнь во Внутреннее Сатурна. Через это

совершаются процессы питания и выделения в Сатурне. Не они задействуют

непосредственно эти процессы, но через то, через что они задействуют,

возникают косвенно такие процессы. Эта внутренняя жизнь делает возможным,

что еще другие существа вступают в Мировое тело, которые могли бы быть

обозначены как 'Духи Гармонии' (по христиански: 'Херувимы', 'Cherubime').

Они сообщают 'Сынам Жизни' некий смутный род сознания. Это есть еще более

смутное и сумрачное, чем сновидческое сознание современного человека. Это

есть таковое, которое приходит к человеку во сне без сновидений. Таковое

есть ведь такой низкой степени, что оно в известной мере человеку 'вообще не

приходит к сознанию'. Все-же оно есть в наличии. Оно отличается от дневного

сознания по степени и роду. Это 'безсновидческое сонно-сознание (traumlose

SchlafbewuЯtsein)' имеют в настоящее время также растения. Если оно также не

сообщает никаких восприятий некого внешнего мира в человеческом смысле, то

оно регулирует, все-же, жизненные процессы и приносит таковые в гармонию с

внешними Мировыми процессами. Стоящие, на подлежащей речи, ступени Сатурна

'Сыны Жизни' не могут воспринимать это регулирование; однако 'Духи Гармонии'

воспринимают его, и они являются поэтому собственно регуляторами. - Вся эта

жизнь разыгрывается в обозначенных людях-фантомах. Таковые являются

Духовному взору поэтому оживленными; но их жизнь есть, все-же, только

видимая жизнь (Scheinleben). Это есть жизнь 'Сынов Жизни', которые

пользуются, в известной мере, людьми-фантомами, чтобы изжить себя (sich

auszuleben).

Направляют теперь внимание на людей-фантомов с видимой жизнью. В

течение описанного периода Сатурна они являются полностью меняющейся формы.

Скоро показываются они этим обликом, скоро иным аналогичным. В дальнейшем

ходе развития облики становятся более определенными; временно остающимися.

Это происходит от того, что они теперь насквозь проникнуты действиями Духов,

которые уже в начале развития Сатурна входят в рассмотрение, именно 'Духи

Воли' ('Thronen'). Последствием этого есть то, что человеческий фантом

возникает сам с наипростейшей наиболее смутной формой сознания. Нужно

представлять себе эту форму сознания еще более смутной, чем таковая сна без

сновидений. Среди современных взаимосвязей минералы имеют это сознание. Оно

приносит внутреннее существо в созвучие с физическим внешним миром. На

Сатурне 'Духи Воли' есть регуляторы этого созвучия. И человек возникает,

через это, как некий отпечаток самой жизни Сатурна. Что есть жизнь Сатурна в

большом, это есть на этой ступени человек в малом. И с этим дается первый

зародыш того, что и в современном человеке имеется еще только зародышно:

'Духо-Человек' (Атма, Atma). Внутри (в Сатурне) возвещает себя эта смутная

человеческая воля сверх-чувственнму восприятию через действия, которые

позволяют сравнить себя с 'запахами'. Извне, в Небесном пространстве, есть

некое возвещение в наличии, как таковое некой личности, которая однако

направляется не через внутреннее 'Я', но как некая машина регулируется

извне.