Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

Можно также сказать:

эфирному телу свойственна жизнь, астральному телу сознание, а Я

воспоминание.

Еще легче, чем в заблуждении приписывать растению сознание, можно

подпасть в такое, чтобы говорить о воспоминании у животного. Это

располагается так близко, чтобы думать о воспоминании, когда собака опять

распознает своего хозяина, которого она, наверное, довольно долго не видела.

Все-же, на самом деле, основывается такое опять-распознавание вообще не на

воспоминании, но на нечто совершенно другом. Собака ощущает определенное

влечение к своему хозяину. Это влечение исходит из существа последнего. Это

существо доставляет собаке удовольствие, если хозяин присутствует для нее. И

каждый раз, когда выступает это присутствие (Gegenwart) хозяина, оно

является поводом к некому обновлению удовольствия. Воспоминание, однако,

только тогда имеется в наличии, когда существо не только со своими

переживаниями ощущает в настоящее время, но когда оно сохраняет таковые

прошлого. Можно даже это признавать и все-же впадать в заблуждение, что

собака имеет воспоминание. Можно было бы, именно, сказать: она печалится,

если хозяин ее оставляет, итак, у нее остается воспоминание о таковом. Также

это есть неправильное суждение. Через совместную жизнь с хозяином, его

присутствие становится потребностью для собаки и она воспринимает через это,

отсутствие аналогичным образом, как она ощущает голод. Кто не делает такие

различия, не придет к ясности об истинных взаимосвязях жизни. (См. замечание

#1)

Из известных предосуждений против этого изложения будет возражено, что,

все-же, невозможно было бы знать, имеется ли или нет в наличии у животных

нечто, аналогичное человеческому воспоминанию. Такое возражение

основывается, однако, на необученном наблюдении. Кто действительно может

наблюдать соразмерно чувствам, как ведет себя животное в совместной связи со

своими переживаниями, тот заметит отличие этого поведения от поведения

человека. И ему станет ясно, что животное ведет себя так, как это

соответствует не имеющемуся в наличии воспоминанию. Для сверх-чувственного

наблюдения это ясно без дальнейшего. Все-же то, что непосредственно приходит

к сознанию при таком сверх-чувственном наблюдении, это может быть распознано

по его действиям в этой области также чувственным восприятием и его мыслящим

проникновением. Если говорят, что человек знает о своем воспоминании через

внутреннее Душевное наблюдение, которое он, однако, у животного не мог бы

установить, то в основе такого утверждения располагается роковая ошибка. То,

что человек имеет сказать о своей способности воспоминания, именно это он

вообще не может позаимствовать из внутреннего Душевного наблюдения, но

единственно из того, что он переживает в отношении к вещам и процессам

внешнего мира. Эти переживания он делает с собой и с неким другим человеком

и также с животными полностью равным образом. Это только кажущееся, которое

ослепляет человека, когда он полагает, что он судит имеющееся в наличии

воспоминание только при внутреннем наблюдении. То, что лежит в основе

воспоминания как сила, может быть названо внутренним; суждение об этой силе

приобретается также для собственной личности через взгляд на совместную

связь жизни во внешнем мире. И эту совместную связь может человек судить как

у себя, так также у животного. В отношении таких вещей наша употребительная

психология страдает от своих полностью необученных, неточных, в большей мере

через ошибку наблюдения, обманчивых представлений.

Для 'Я' означают воспоминание и забвение нечто полностью аналогичное,

как для астрального тела бодрствование и сон. Как сон заботам и тревогам дня

позволяет исчезнуть в ничто, так же простирает забвение покров над плохими

опытами жизни и гасит через это часть прошлого. И как сон является

необходимым, чтобы были заново усилены истощенные жизненные силы, так же

должен человек определенные части своего прошлого устранить из воспоминания,

если он должен стоять напротив новым переживаниям свободно и непредвзято.

Однако прямо из забвения возрастает его укрепленная сила для восприятие

нового. Думают о фактах, как обучение писания. Все отдельные подробности,

которые ребенок имел пережить, чтобы научиться писать, будут забыты. Что

остается, есть способность писания. Как мог бы человек