Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

через это -

что, как уже сказано, лишь в дальнейших изложениях может стать ясным - во

время сна в некий Мир, к которому другие Миры, чем Земля, принадлежат.

Это должно бы быть излишним, указывать на одно легко устанавливающееся

недопонимание в отношении этих фактов. Оно, однако, не есть бесполезно в

наше время, в которое имеются известные материалистические образы

представлений. Со сторон, в которых они господствуют, может естественно быть

сказано, это есть единственно научно чтобы, то нечто как сон, исследовать по

своим физическим условиям. Если также ученые не были бы едины о физической

причине сна: одно установлено, однако, твердо, что человек должен был бы

принять определенные физические процессы, которые лежат в основе этого

явления. Если, однако, все-же желали бы распознать, что сверх-чувственное

познание с этим утверждением вовсе не находится в противоречии! Оно признает

все, что этой стороны говорится, как признается, что для физического

возникновения некого дома, один кирпич должен быть положен на другой и что,

когда дом готов, его форма и его совместное соединение могло бы быть

объяснено из чисто механических законов. Однако, чтобы дом возник, для этого

необходима мысль архитектора. Ее не найдут, если единственно исследуют

физические законы. - Так, как позади физических законов, которые дом делают

объясненным, стоят мысли его творца, то позади того, что физическая наука

преподносит полностью верным способом, стоит то, о чем будет говориться

через сверх-чувственное познание. Конечно, это сравнение будет часто

преподноситься, когда речь идет о правомочности заключения (Rechtfertigung)

некой Духовной основы (Hintergrundes) мира. И его можно найти тривиальным.

Но в таких вещах дело идет не о том, чтобы ознакомиться с известными

понятиями, но о том, чтобы им для обоснования некой вещи приложить верный

вес. При этом может просто через это быть воспрепятствовано, чтобы

противо-поставленные представления имели некую слишком большую силу над

силой суждения, чтобы этот вес ощущать правильным способом.

Некое промежуточное состояние между пробуждением и сном есть

сновидение. То, что переживания сновидения предлагают чувственному

рассмотрению, это есть пестрое взаимо-переплетение (Durcheinaderwogen)

некого мира образов, которое, однако, все-же также нечто несет в себе из

правил и законов. Наплыв и отлив, часто в запутанной последовательности,

кажется сначала, показывает этот мир. Человек является отсоединенным в своей

сновидческой жизни от закона бодрствующего сознания, которое приковывает его

к восприятию чувств и к правилам своей силы суждения. И все-же имеет

сновидение нечто от полно-таинственных законов, которые для человеческого

предугадывания являются полно-интригующими и привлекательными и которые

являются глубинной причиной того, что красивую игру фантазии, как она

располагается в основе художественного ощущения, всегда охотно сравнивают со

'сновидением'. Нужно только вспомнить себе некоторые характерные сны, и это

можно найти подтвержденным. Человек сновидит, например, что он прогоняет

набросившуюся на него собаку. Он пробуждается и находит себя, именно еще при

этом, как он безсознательно отталкивает от себя часть одеяла, которое легло

на непривычное место его тела и стало ему поэтому обременительным. Что

делает здесь сновидческая жизнь из чувственно воспринимаемого процесса? Что

воспринимали бы чувства в бодрствующем состоянии, оставляет сначала

сновидческая жизнь лежать полностью в бессознательном. Она, однако,

удерживает твердо нечто существенное, именно тот факт, что человек желает

нечто отвратить от себя. И вокруг этого закручивается некий образный

процесс. Образы, как таковые, есть отзвуки бодрственной дневной жизни.

Способ, которым они заимствуются из таковой, имеет нечто произвольное.

Каждый имеет ощущение, что ему во сне, при том же самом внешнем поводе,

могли разыгрываться также другие образы. Однако ощущение, что человек должен

нечто предотвратить, выражают они чувство-образно (sinnbildlich),

символически. Сновидение создает чувство-образы; оно есть символист

(Symboliker). Также внутренние процессы могут превращаться в такие

сновидо-символы. Человек сновидит, что около него бушует огонь; он видит во

сне