Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

естество-мыслителя. Поистине, если составитель

этого писания выходит за предпосылки Геккеля и ставит Духовное воззрение о

Мире рядом с чисто природным воззрением Геккеля, то он не должен из-за этого

быть с противниками последнего одного мнения. Кто старается правильно

рассматривать дело (Sache), тот сможет уже заметить созвучие между

настоящими писаниями составителя с его более ранними.

Также некий такой судящий полностью понятен составителю, который

просто, совсем в общем, без дальнейшего, высказывания этой книги

рассматривает как излияния некой ставшей дикой фантастики или некой

мечтательной игры мысли. Однако все, что должно сказать в этом отношении,

содержится в самой книге. Здесь показано, как в полной мере разумное

мышление может и должно стать пробным камнем изложенного. Кто к этому

изложенному прилагает разумную проверку так же, как она

соразмерно-предметно, например, прилагается к фактам естество-знания, тот

только сможет решить, что говорит разум при такой проверке.

После того, как так много было сказано о личностях, которые могут с

начала отклонить эту книгу, позволено также упасть слову на тех, которые

имеют побуждение, чтобы к таковой вести себя согласительно. Для них, однако

же, самое существенное содержится в первой главе 'Характер Тайноведения'.

Немного, однако, должно еще быть сказано здесь. Хотя книга занимает себя

исследованиями, которые не исследуются, завязанным на чувственный мир,

рассудком, то однако в ней не приведено ничего, что не может быть понятно

непредвзятому разуму и здоровому чувству истины каждой личности, которая

желает применить эти дарования человека. Составитель говорит это не виляя:

он хотел бы прежде всего читателей, которые не желательны принимать на

слепую веру приведенные вещи, но которые стараются проверить сообщенное на

познаниях собственной Души и на опытах собственной жизни. (* Здесь

подразумевается примерно не только Духовно-научная проверка через

сверх-чувственные методы исследования, но прежде всего вполне возможная

здоровому, непредубежденному мышлению и человеческому рассудку. [Примечание

Рудольфа Штайнера к четвертому изданию, 1913]) Он желал бы прежде всего

предосторожных читателей, которые позволяют быть действенному только

логически оправданное. Составитель знает, его книга была бы никакой цены,

если бы она полагалась бы только на слепую веру; она пригодна только в той

мере, насколько она может оправдать себя перед непредвзятым рассудком.

Слепая вера может так легко перепутать нелепое и суеверное с истинным.

Некоторые, которые охотно довольствуются голой верой в 'сверх-чувственное'

найдут, что в этой книге мышлению требуется слишком многое. Но дело идет

действительно в данных здесь сообщениях не только о том, что нечто будет

сообщено, но о том, что изложенное есть таковое, как оно соразмерно некому

добросовестному рассмотрению в соответствующей области жизни. Это есть ведь

область, где высочайшие вещи с безсовестным шарлатанством и познание с

суеверием в действительной жизни так легко соприкасаются и где они прежде

всего так легко могут быть перепутаны.

Кто знаком со сверх-чувственным исследованием, при чтении книги пожалуй

заметит, что было попробовано, чтобы строго соблюдать границы между тем, что

из области сверх-чувственных познаний в настоящее время может и должно быть

сообщено и тем, что к более позднему времени или, по крайней мере, в другой

форме надлежит быть изложеным.

Написано в Декабре 1909

Рудольф Штайнер

Предварительные замечания к четвертому изданию

Кто предпринимает изложить Духовно-научные результаты исследований

такого рода, как они обозначены в этой книге, должен прежде всего считаться

с тем, что в настоящее время этот род в широчайших кругах будет

рассматриваться как некий невозможный. Однако в последующих изложениях будут

высказаны вещи, о которых некое, в наше время считающееся как строгое,

мышление утверждает, что они 'для человеческой интеллигенции

предположительно вообще остаются неразрешимыми'. - Кто знает и умеет ценить

основания, которые приводят многих серьезных личностей к тому, чтобы

утверждать такую невозможность, тот пожелает всегда опять сделать заново

попытку показать, на каких недоразумениях