Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

человеческого существа

также не непосредственно так, как они есть, выдают себя как различные

ступени развития, то соразмерное чувствам рассмотрение усматривает в таких

формах все-же эти ступени.

*

Из современных четырех членов человеческого существа физическое тело

является наидревнейшим. Оно также является таким, которое в своем роде

достигло наибольшего совершенства. И сверх-чувственное исследование

показывает, что этот член человека уже в течение развития Сатурна был в

наличии. Будет показано в этом представлении, что все-таки облик, который

это физическое тело имело на Сатурне, был нечто полностью отличным от

настоящего физического тела человека. Это Земное физическое тело человека

может существовать в своей природе только через то, что оно находится в

совместной связи с жизненным телом, астральным телом и Я в таком роде, как

это было описано в предшествующих частях этого писания. Подобная совместная

связь еще не была в наличии на Сатурне. Тогда проделывало физический тело

свою первую ступень развития, без того чтобы в нем было вчленено некое

человеческое жизненное тело, астральное тело или Я. Оно созрело в течение

развития Сатурна только к тому, чтобы принять жизненное тело. Для этого

должен был Сатурн сначала одухотвориться и затем опять-воплотиться как

Солнце. В пределах воплощения Солнца развернулось опять, как из оставшегося

зародыша, то, чем физическое тело стало на Сатурне; и тут впервые могло оно

быть проникнутым эфирным телом. Через такое вчленение эфирного тела

физическое тело превращает свой вид; оно было поднято на вторую ступень

совершенства. Аналогичное случилось в течение развития Луны. Человеческий

предок, как он перешел в развитии от Солнца к Луне, вчленил себе здесь

астральное тело. Через это было превращено физическое тело в третий раз,

итак поднято на третью ступень своего совершенства. Жизненное тело было при

этом также превращено; оно стоит отныне на второй ступени своего

совершенства. На Земле, состоящему из физического тела, жизненного тела и

астрального тела предку человека, вчленяется Я. Через это достигло

физическое тело своей четвертой степени совершенства, жизненное тело

третьей, астральное тело второй; Я стоит только на первой ступени своего

бытия.

Это, если предаются непредвзятому рассмотрению человека, не сделает

никаких затруднений, чтобы правильно представить себе эти разные степени

совершенства отдельных членов. Нужно только сравнить в этом отношении

физическое тело с астральным. Конечно, стоит астральное тело, как Душевный

член, на более высокой ступени развития, чем физическое. И если первое в

будущем будет иметься совершенным, то оно будет для цельного существа

человека значить значительно много больше, чем современное физическое тело.

Все-же в своем роде таковое достигло известной ступени высоты. Можно

обдумать в смысле наибольшей мудрости организованное строение сердца,

чудо-устройство мозга и так далее, да сами отдельные части кости, например

верхнего конца бедра. Найдут в этом конце кости закономерно расчлененную

сеть или каркас, упорядоченный из утонченных косточек (Stдbchen). Целое

составлено так, что с затратой наималейшего количества материала достигается

наиболее оптимальное действие на плоскости сустава, например, наиболее

целесообразное распределение трения и с этим достигается правильный род

подвижности. Так находят, преисполненные мудрости, устройства в частях

физического тела. И кто к этому далее рассмотрит гармонию в совместном

взаимодействии частей как целого, тот конечно найдет верным, когда говорится

о совершенстве этого члена человеческого существа в своем роде. При этом не

приходит в рассмотрение, что у известных частях наступает нецелесообразное

проявление или могут выступить нарушения в их строении и отправлениях. Можно

даже найти, что такие нарушения, в известном отношении, являются только

необходимыми теневыми сторонами, преисполненного мудрости света, который

изливается над целым физическим организмом. И теперь сравнивают с этим

астральное тело, как носитель удовольствия и страдания, вожделений и

страстей. Какая нестабильность господствует в нем в отношении удовольствия и

страдания, какие, противо-идущие более высоким целями человека, часто

бессмысленные