Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

пламя. Он пробуждается и чувствует, что он слишком сильно укрыл себя и

ему стало слишком тепло. Чувство слишком большого тепла выражается

символически в образе. Полностью драматические переживания могут

разыгрываться в сне. Некто сновидит например, что он стоит у пропасти. Он

видит, как подбегает ребенок. Сновидение позволяет ему испытать все мучения

мысли: если ребенок только не смог бы быть невнимательным и не сорвался бы в

глубину пропасти. Он видит, он падает и слышит глухой удар тела внизу. Он

пробуждается и воспринимает, что некий предмет, который висел на стене

комнаты, сорвался и при своем падении издал глухой звук. Этот простой

процесс сновидческая жизнь выражает в процессе, который разыгрывается в

напряженных образах. - Не нужно пока вообще вдаваться в размышление над тем,

как это происходит, как в последнем примере, что мгновение глухого удара

некого предмета было разложено в ряд процессов, которые кажутся

простирающимися через известное время; нужно только схватить глазом, как

сновидение то, что предоставило бы бодрствующее чувственное восприятие,

превращает в некий образ.

Видят: сразу, когда чувства устанавливают свою деятельность, так делает

себя для человека некое творческое действенным. Это есть то же самое

творческое, которое во сне полностью без сновидений также имеется в наличии

и которое здесь представляет такое Душевное состояние, которое возникает как

противоположность бодрствующему Душевному насторою. Должен наступить такой

сон без сновидений, то должно астральное тело быть извлеченным из эфирного

тела и из физического тела. Оно во время сновидения отделено от физического

тела настолько, насколько оно не имеет больше никакой совместной связи с его

органами чувств; оно поддерживает, однако, с эфирным телом еще известную

совместную связь напрямую. Что процессы астрального тела могут быть

восприняты в образах, это приходит от этой его совместной связи с эфирным

телом. В мгновение, в которое также эта совместная связь прекращается,

погружаются образы в темноту безсознательности и сон без сновидений есть

здесь. Произвольное и часто абсурдное образов сна происходит, однако, от

того, что астральное тело из-за своего отделения от органов чувств

физического тела, свои образы не может соотносить на правильные предметы и

процессы внешнего окружения. Особенно ясным есть для этого факта,

рассмотрение такого сна, в котором Я в известной мере расщепляется. Если

некто, например, сновидит, он не может как ученик ответить на предложенный

ему учителем вопрос, в то время как он сразу после этого учителем самим

отвечается. Потому что сновидящий не может обслуживать себя органами

восприятия своего физического тела, он не есть в состоянии, оба процесса

соотнести на себя, как на того же самого человека. Итак, также чтобы

распознать самого себя как некое остающееся Я, принадлежит человеку прежде

всего оснащеность внешними органами восприятия. Только тогда, когда человек

приобрел бы себе способность, другим способом, чем через такие органы

восприятия, осознавать себе свое Я, было бы также вне его физического тела

остающееся Я для него воспринимаемым. Такие способности должно приобрести

себе сверх-чувственное сознание, и в этом писании о средствах к этому будет

в дальнейшем речь.

Также и смерть наступает ни через что другое, как через изменение в

совместной связи членов человеческого существа. Также и то, что в этом

отношении, выдает сверх-чувственное наблюдение, может быть видимо в своих

действиях в проявленном мире; и непредвзятая сила суждения через

рассмотрение внешней жизни найдет также здесь сообщения сверх-чувственного

познания подтвержденными. Однако, выражение невидимого в видимом для этих

фактов является менее открыто лежащим, и имеют более значительные

затруднения, чтобы вполне ощутить вес того, что в процессах внешней жизни

говорит подтверждающе для сообщений сверх-чувственного познания в этой

области. Еще ближе чем для некоторого в этом писании уже обсужденного, лежит

здесь, чтобы объявить эти сообщения просто как фантастические образования,

если желают замкнуть себя познанию, как в чувственном содержится четкое

указание на сверх-чувственное.

В то время как, при переходе в сон астральное тело освобождает