Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

в себе подвижной, пластичной и оформляет себя как

выражение и носитель человеческой смутной сознательной жизни. Однако обе

части являются друг с другом внутренне соединенными; они посылают взаимно

друг другу свои соки; простираются члены из одной внутрь в другую.

Некая полная значимости гармония достигается теперь через то, что в

ходе времени, в которое это все совершается, образовалась также некая такая

взаимосвязь Солнца и Луны, которая совместно согласуется с направлением

этого развития. - Уже на более раннем месте (сравните стр. со ссылкой ##3)

было отмечено, как продвинутые в развитии существа через свои ступени

развития обособляют себе из всеобщей Мировой массы свои Небесные тела. Они

излучают как бы силы, по которым членятся вещества. Солнце и Луна так

разчленили себя друг от друга, как это было необходимо для установления

правильных мест обитания соответствующих существ. Такая предопределенность

(Bestimmung) вещества и его сил через Дух идет, однако, еще много дальше.

Существа сами обслуживают также известные движения Мировых тел, определенные

обороты таковых вокруг друг друга. Через это приходят эти тела в

изменяющиеся положения друг к другу. И изменяется установление (Stellung),

положение (Lage) одного Мирового тела к другому, то изменяются также

воздействия соответствующих им существ друг на друга. Так совершилось это с

Солнцем и Луной. Через движение Луны вокруг Солнца, которое установилось,

попадают человеческие существа посменно один раз больше в область

воздействия Солнца; другой раз они могут отвращать себя от такового и тогда

полагаться больше на самих себя. Движение есть некое последствие, выше

изложенного, 'отпадания (Abfalles)' известных существ Луны и выравнивания

(Ausgleiches) для борьбы, которая была через это задействована. Оно есть

только физическое выражение для, через отпадание созданной, Духовной

взаимосвязи сил. Что одно тело движется вокруг другого, имеет последствием,

что у обитающих на Мировых телах существах наступают такие сменяющиеся

состояния сознания, как они были выше изложены. Можно говорить о том, что

Луна свою жизнь посменно обращает и отвращает от Солнца. Существуют некое

время Солнца и некое Планетарное время, в последнее из которых Лунные

существа развиваются на одной стороне Луны, которая отвращена от Солнца.

Все-таки приходит для Луны, к движению Небесного тела, еще нечто другое

вдобавок. Взглядывающее назад сверх-чувственное сознание может именно

видеть, как в полностью регулярных временных промежутках сами Лунные

существа странствуют вокруг своего Мирового тела. Они ищут так в известные

времена места (Orte), в которых они могут предаться влиянию Солнца; в другие

эпохи странствуют они к местам, где они не подлежат этому влиянию и могут

тогда как бы разумствовать (besinnen) сами по себе.

К дополнению образа, который должно обозначить этими процессами, нужно

также еще принимать во внимание, что в этом временном промежутке 'Сыны

Жизни' достигают своей ступени человечности. Человек также на Луне свои

чувства, чьи задатки возникли уже на Сатурне, еще не может использовать для

некого собственного восприятия внешних предметов. Но эти чувства становятся

на ступени Луны инструментами 'Сынов Жизни'. Таковые обслуживают себя ими,

чтобы воспринимать через них. Эти чувства, которые принадлежат физическому

телу человека, вступают через это в сменяющуюся взаимосвязь с 'Сынами

Жизни'. Таковые не только обслуживают себя ими, но они совершенствуют их

также.

Теперь наступает, как уже было изложено, через сменяющиеся сотношения к

Солнцу в самом человеческом существе некое превращение (Wandel) в жизненных

взаимосвязях. Вещи оформляются так, что каждый раз, когда человеческое

существо подлежит влиянию Солнца, оно больше предает себя жизни Солнца и его

явлениям, чем самому себе. Оно ощущает в такие времена величие и великолепие

Миро-вселенной, как это выражает себя в Солнечном бытии. Оно как бы

всасывает таковые. Воздействуют здесь именно возвышенные существа, которые

имеют на Солнце свое место обитания, на Луну. И таковая воздействует опять

на человеческое существо. Все-же простирается это воздействие не на всего

человека, но преимущественно на те части такового, которые лишены влияния

собственных сознательных образов. Достигают