Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

переработку того, что дает ему 'природа'.

Сверх-чувственный образ познания обслуживает себя также неким инструментом.

Только этот инструмент есть сам человек. И также этот инструмент должен

сначала быть подготовленным для высшего исследования. В нем должны, сначала

данные ему от 'природы' без содействия человека способности и силы, быть

превращены в высшие. Через это человек может сам сделать себя инструментом

для исследования сверх-чувственного Мира.

Сущность человечества

При рассмотрении человека с точки зрения образа сверх-чувственного

познания вступает одновременно в силу то, что из этого образа познания

действенно. Это рассмотрение основывается на признании 'проявленной тайны' в

собственном человеческом существе. Чувствам и на них поддержанному рассудку

доступна только часть того, что в сверх-чувственном познании охватывается

как человеческое существо, именно физическое тело. Чтобы прояснить понятие

этого физического тела, внимание сначала должно быть направлено на явление,

которое как великая загадка лежит расширенным над всем наблюдением жизни: на

смерти и, в совместной связи с этим, на так называемой безжизненной природе,

на царство минералов, которое постоянно носит в себе смерть. Этим указано на

факты, чье полное разъяснение возможно только через сверх-чувственное

познание и которому важная часть этой книги должна быть посвящена. Здесь,

однако, должны быть пока только побуждены представления для ориентации.

В пределах проявленного мира физическое тело человека является тем, в

чем человек равен минеральному миру. Напротив, не может как физическое тело

быть действенным то, что отличает человека от минерала. Для непердвзятого

рассмотрения прежде всего важным есть тот факт, что смерть обнажает в

человеческом существе то, что, когда наступает смерть, является одного рода

с минеральным миром. Можно указать на труп как на то в человеке, что после

смерти подвержено процессам, которые находятся в царстве минерального мира.

Можно подчеркнуть факт, что в этом члене человеческого существа, в трупе,

действенны те же самые вещества и силы как в минеральной области; однако

является необходимым, не менее сильно подчеркнуть, что со смертью для этого

физического тела наступает распад. Правомерно, однако, также сказать:

конечно, в физическом теле человека действуют те же самые вещества и силы

как в минерале; но их действенность во время жизни поставлена на более

высокую службу. Они действуют только тогда равно минеральному миру, когда

наступает смерть. Здесь они выступают так, как они соразмерно своему

собственному существу должны наступить, то есть как разлагатель физического

телесного облика (Leibesgestaltung).

Так должно резко отделять в человеке проявленное от скрытого. Ибо во

время жизни скрытое должно вести продолжающуся борьбу против веществ и сил

минерального в физическом теле. Прекращается эта борьба, то вступает

минеральная действенность. - Этим указывается на пункт, при котором наука

должна использовать сверх-чувственное. Она должна искать то, что ведет

указанную борьбу. И это именно является скрытым для наблюдения чувств. Это

доступно только сверх-чувственному наблюдению. Как человек достигает того,

что ему это 'скрытое' таким проявленным становится, какими являются

чувственные явления для обычных глаз, об этом будет говориться в более

поздней части этой книги. Здесь, однако, должно описываться то, что выдает

себя сверх-чувственному наблюдению.

Уже было сказано: только тогда могут сообщения о пути, на котором

достигают высших наблюдений, быть некой ценности человеку, когда он сначала

через голое рассказывание ознакомился с тем, что разоблачает

сверх-чувственное исследование. Ибо понять можно именно также то в этой

области, что еще не наблюдают. Да, это есть хороший путь к созерцанию для

того, кто исходит из понимания.

Когда, теперь, также то скрытое, что в физическом теле ведет борьбу

против распада, наблюдается только для высшего созерцания: то ясно

обнаруживается, что в его действиях расположена, ограничивающая себя на

проявленном, сила суждения. И эти действия выражают себя в форме или облике,

в который во время жизни совместно соединяются минеральные вещества и силы

физического тела. Эта форма исчезает мало-помалу, и физическое тело

становится