Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

также растениям приписать некий род

сознания, который животные и люди имеют в состоянии бодрствования. Это

может, однако, только тогда происходить, когда делается неточное

представление о сознании. Тогда говорят, если на растение упражнять внешнее

раздражение, тогда совершает оно определенные движения, как и животное

также. Говорят о чувственности некоторых растений, которые например

сворачивают вместе свои листья, когда определенные вещи на них воздействуют.

Все-же это не есть обозначающим сознание, что существо на некое действие

показывает противо-действие, но что существо внутри себя переживает нечто,

что к голому противо-действию приходит вдобавок как нечто новое. Иначе можно

было бы также говорить о сознании, если кусок железа под влиянием тепла

расширяется. Сознание только имеется в наличии, когда существо под

воздействием тепла, например, испытывает внутреннюю боль.

Четвертый член своего существа, который сверх-чувственное познание

должно приписывать человеку, не имеет, теперь, более общего с окружающим его

миром проявленного. Это есть его различие напротив остальным его

со-существам, через что он является венцом, ближайшего, ему принадлежащего

творения. Сверх-чувственное познание образует представление об этом

дальнейшем члене человеческого существа тем, что оно указывает на то, что

также внутри бодрствующих переживаний уже устанавливается существенное

различие. Это различие выступает сразу, если человек свое внимание

направляет на то, что он в бодрствующем состоянии с одной стороны,

продолжающе стоит в середине переживаний, которые должны приходить и

уходить, и что он, с другой стороны, также имеет переживания, при которых

это не есть такой случай. Это выступает особенно остро, когда сравнивают

переживания человека с таковыми животного. Животное переживает с большой

регулярностью влияния внешнего мира и будет осознавать боль и удовольствие

под влиянием тепла и холода, под действием известных, регулярно протекающих

процессов своего тела, будет осознавать голод и жажду. Жизнь человека не

исчерпывается такими переживаниями. Он может развивать вожделения, желания,

которые все это превосходят. У животного всегда возможно было бы указать,

если захотеть идти достаточно далеко, где, вне тела или в теле находится

повод к некому действию, к некому ощущению. У человека это есть никоим

образом так. Он может породить желания и вожделения, повод для возникновения

которых, ни внутри, ни вне его тела, не является достаточным. Всему, что

подпадает в эту область должен быть дан особый источник. И этот источник

можно, в смысле сверх-чувственной науки, видеть в 'Я' человека. О 'Я' можно,

поэтому, говорить как о четвертом члене человеческого существа. - Было бы

астральное тело предоставлено самому себе, то в нем разыгрывались бы

удовольствие и боль, чувства голода и жажды; что, однако, тогда не возникало

бы, есть ощущение: есть некое остающееся во всем этом. Остающееся, как

таковое, не обозначается здесь как 'Я' но то, что переживает это остающееся.

Должно полностью четко схватить понятия в этой области, если недоразумения

не должны возникать. С восприятием (Gewahrwerden) длящегося, остающегося в

смене внутренних переживаний, начинается рассвет 'Я-чувства'. То, что

существо, например, ощущает голод, не может дать ему Я-чувство. Голод

устанавливается, когда обновленные побуждения к нему делают себя

действенными для затронутого существа. Это выпадает тогда на его питание,

потому что именно эти обновленные побуждения есть здесь. Я-чувство наступает

только когда не только эти обновленные побуждения понуждают к питанию, но

когда при предшествующем насыщении возникло удовольствие и сознание этого

удовольствия осталось, так что не только настоящее переживание голода, но

прошедшее удовольствие понуждает к питательному средству. - Как физическое

тело распадается, если эфирное тело не удерживает его воедино, как эфирное

тело погружается в безсознательность, если астральное тело его не

просветляет, так должно было бы астральное тело всегда опять, погружать

прошедшее в забвение, если бы таковое посредством 'Я' не было бы

пере-спасено в настоящее. Что для физического тела есть смерть, для эфирного

тела есть сон, то для астрального тела есть забвение.