Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

и труднее.

'То же самое происходит во всех областях человеческой деятельности. В

литературе, науке, философии, в религии, в индивидуальной и, прежде всего, в

общественной жизни, в политике можно наблюдать, как линия развития сил

отклоняется от первоначального направления и спустя некоторое время идет в

противоположном направлении, по-прежнему сохраняя за собой прежнее название.

Изучение истории с этой точки зрения раскрывает удивительные факты, которые

механическое человечество не желает замечать. Пожалуй, самые интересные

примеры перемены направления можно найти в истории религий, особенно в

истории христианства, если изучать ее беспристрастно. Подумайте, как много

поворотов сил должно было случиться от Евангелия, проповедовавшего любовь,

до инквизиции; или от аскетов первых веков, изучавших эзотерическое

христианство, до схоластов, вычислявших, сколько ангелов может поместиться

на острие иголки.

'Закон октав объясняет многие явления в нашей жизни, которые иначе

понять невозможно.

'Первое - это принцип отклонения сил.

'Второе - тот факт. что в этом мире ничто не стоит на одном месте, не

остается тем, чем было; все движется, все куда-то перемещается, все меняется

и неизбежно или развивается, или идет вниз, ослабевает и вырождается, иными

словами, все движется или по восходящей, или по нисходящей линии октав.

'И третье - что в развитии восходящих и нисходящих октав постоянно

происходят флюктуации - подъемы и падения.

'Пока мы говорили в основном об отсутствии непрерывности вибраций и

отклонениях сил. Теперь нам необходимо понять два других принципа:

неизбежность подъема или падения в каждой линии развития сил, а также

необходимость периодических флюктуаций, т.е. подъемов и падений в любой

линии, восходящей или нисходящей.

'Ничто не в состоянии развиваться, оставаясь на одном уровне.

Восходящая или нисходящая линия есть неизбежное космическое условие любого

действия. Мы не понимаем и не видим этого, не видим, что на самом деле

происходит вокруг и внутри нас, или потому, что не допускаем неизбежности

спада, когда нет подъема, или потому, что принимаем спад за подъем. Вот две

причины из числа фундаментальных условий нашего самообмана. Мы не видим

первого факта, потому что полагаем, что вещи могут долго пребывать на одном

и том же уровне: и не видим второго факта, потому что подъемы там, где мы их

видим, фактически невозможны, как невозможно увеличить сознательность

механическими средствами.

'Научившись различать восходящие и нисходящие октавы в жизни, мы должны

научиться различать подъем и падение в самих октавах. Какую бы область нашей

жизни мы ни взяли, мы видим, что ни одно из ее явлений не способно

оставаться одинаковым и постоянным: везде и во всем происходит как бы

качание маятника, везде и всюду волны поднимаются и падают. Наша энергия в

том или ином направлении, которая внезапно возрастает, а потом так же

внезапно ослабевает, наше настроение, которое становится то 'лучше', то

'хуже' без какой-либо видимой причины, наши чувства, желания, намерения,

решения - все это то и дело проходит через периоды подъема или упадка,

усиливается или ослабевает.

'И внутри человека существует, пожалуй, сотня маятниковэ которые

движутся туда и сюда. Эти подъемы и падения, эти волнообразные флюктуации

настроений, мыслей, чувств, энергии, решимости - все это суть периоды

развития сил между 'интервалами' октав, равно как и сами 'интервалы'.

'От закона октав в его трех главных проявлениях зависят многие явления

как психологической природы, так и непосредственно связанные с нашей жизнью.

От закона октав зависит несовершенство и неполнота нашего знания во всех без

исключения сферах. Это происходит потому, что мы начинаем движение в одном

направлении, а потом, не замечая этого, продолжаем двигаться в другом.'

'Как уже было сказано, закон октав во всех его проявлениях был известен

древней науке.

'Даже наше деление времени, т.е. дней недели, на рабочие дни и

воскресенья связано с теми свойствами и внутренними условиями нашей

деятельности, которые зависят от общего закона. Библейский миф о сотворении

мира в шесть дней и о седьмом дне, в течение которого Бог отдыхал от трудов

своих, также является выражением закона октав или указанием