Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

усилий как со стороны

того, кто получает, так и со стороны того, кто дает. И те, кто обладают

знанием, делают все, что могут, чтобы передать и сообщить его возможно

большему числу людей, облегчить им приближение к знанию и подготовку себя к

восприятию истины. Но никому нельзя передавать знание силой, а, как я уже

говорил, непредубежденное рассмотрение жизни среднего человека, знакомство с

тем, что наполняет его день, с вещами, которые его интересуют, сию же минуту

покажет, правомерно ли обвинять людей, владеющих знанием, в том, что они

скрывают его, не желают передавать народу, не хотят учить других тому, что

знают сами.

'Тот, кто желает получить знание, должен сам предпринять первые усилия,

чтобы найти его источник и приблизиться к нему, пользуясь помощью и

указаниями, которые даются всем, но которых люди, как правило, не хотят

видеть и признавать. Знание не может прийти к людям само собой, если они не

проявят усилий со своей стороны. Они прекрасно это понимают, когда речь идет

об ординарном знании, но в случае большого знания, если они вообще допускают

его существование, они предпочитают ожидать чегото совсем иного. Каждый

хорошо знает, что если человек хочет, например, научиться китайскому языку,

на это потребуется несколько лет напряженной работы; каждый знает, что для

усвоения основ медицины нужно пять лет, а для изучения музыки или живописи

раза в два больше. И все-таки существуют теории, которые утверждают, что

знание может прийти к человеку без особых усилий с его стороны, что он может

приобрести его даже во сне. Само существование таких теорий поясняет, почему

знание не может прийти к людям. В то же время важно понять, что независимые

усилия человека достичь чего-то в этом направлении также могут не дать

результатов. Человек обретает знания только с помощью тех, кто им обладает,

- это необходимо понять с самого начала. Нужно учиться у того, кто знает.'

На одной из встреч группы Гурджиев в ответ на заданный ему вопрос

продолжал развивать высказанные ранее идеи о перевоплощении и будущей жизни.

Беседа началась с вопроса одного из присутствующих:

- Можно ли сказать, что человек обладает бессмертием?

- Бессмертие - это одно из тех свойств, - сказал Гурджиев, - которые мы

приписываем людям, не вполне понимая их значение. Другие свойства того же

рода - 'индивидуальность' в смысле внутреннего единства, 'постоянное и

неизменное Я', 'сознание', 'воля'. Все эти свойства могут принадлежать

человеку (слово 'могут' он произнес с ударением), но это вовсе не означает,

что они действительно принадлежат ему или являются собственностью всех и

каждого.

'Для того чтобы понять, что такое нынешний человек, т.е. человек на

нынешнем уровне развития, необходимо до некоторой степени представить себе,

чем он может быть, т.е. чего может достичь. Только понимая правильное

согласование возможностей своего развития, люди перестанут приписывать себе

то, чем они в данный момент не обладают и что они, быть может, сумеют

приобрести лишь после тяжких усилий и большого труда.

'Согласно одному древнему учению, следы которого можно найти во многих

старых и новых системах, человек, достигший полного, возможного на земле

развития, человек в полном смысле этого слова, состоит из четырех тел. Эти

четыре тела состоят из особых субстанций, которые, постепенно утоньшаясь,

проникают друг в друга и создают четыре независимых организма, находящихся в

определенных взаимоотношениях, но в то же время способных действовать

самостоятельно.

'Причина, почему возможно существование этих четырех тел, заключается в

том, что человеческий организм, физическое тело, имеет настолько сложную

организацию, что при известных условиях в нем может вырасти новый

независимый организм - гораздо более удобный и чувствительный инструмент для

деятельности сознания, чем физическое тело. Сознание, проявляясь в этом

новом теле, способно управлять им; и это тело обладает полной властью и

полным контролем над физическим телом. Во втором теле при соответствующих

условиях может вырасти третье тело, опять-таки обладающее некоторыми

характерными признаками, присущими только ему. Проявляясь в этом третьем

теле, сознание обладает полной властью и контролем над первыми двумя телами;

третье тело имеет возможности для приобретения знания,